июнь 24, 2011
18–19 июня в Барнауле прошла 18-я летняя политологическая конференция "Выбор России в новом десятилетии: застой или перемены". После обсуждения докладов экспертов и дискуссий участники конференции пришли к выводу, что скорые перемены в обществе и системе управления страной неизбежны. "В воздухе витает ветер перемен, и мы все его ощущаем", – заявил, завершая конференцию, ее бессменный организатор и вдохновитель Владимир Рыжков.
Владимир Рыжков (в центре).
Олег Богданов
Президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев констатировал внезапный резкий перелом в политических настроениях населения, "которого ждали с середины прошлого десятилетия, но он много раз не наступал". Еще год назад подавляющее большинство граждан, по словам Дмитриева, положительно оценивали деятельность Путина и Медведева и терпимо относились к "Единой России"; с января 2011 года опросы показывают, что ресурс политической поддержки тандема иссякает. Инициативы "единороссов" вызывают недоверие и раздражение, заметен рост протестных настроений, причем у более обеспеченных категорий населения, рассказывает г-н Дмитриев.
"У системы слишком мало времени, чтобы она могла адаптироваться к этим изменениям, – считает он. – Скорее всего, после выборов мы снова получим парламент, который не отражает общественное мнение, президентом окажется один из двух лидеров, и, скорее всего, это будет Путин. Значительная часть городского населения не находит партии, за которую готова голосовать. Активность этих людей и уровень гражданской самоорганизации растут прежде всего в городах. И этот потенциал будет реализоваться уже после выборов", – считает Дмитриев; он не исключает в дальнейшем возможности проведения досрочных парламентских, а затем президентских выборов.
Запрос на новую модель развития есть, но в повестке дня, формируемой властью, нет этой темы, полагает политолог и социолог Андрей Рябов. Главная задача власти – сохранение сложившейся модели отношений между управляющими верхами и управляемым населением в прежнем виде. При смене социально-политического дизайна, внешнем эффекте новизны сущность властных отношений остается той же, – говорит Рябов. По его словам, если после выборов общественный запрос на перемены столкнется с предлагаемой властью повесткой дня, начнутся серьезные политические и социальные изменения.
Солидарен с коллегами руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев: ключевой вопрос российской политики – вопрос о сохранении власти "Единой России".
"Когда число фальсификаций и злоупотреблений начинает превосходить „порог болевых ощущений“, это раздражает людей и неизбежно приводит к смене статус-кво. Стремясь любой ценой обеспечить себе нормальный результат на выборах, система занимается самоуничтожением, – считает г-н Кынев. – Побочные последствия этого таковы, что перекрывают все положительные эффекты". Голосуя за оппозицию, люди голосуют не за, а против, против "Единой России", – также отмечает он.
Центральный элемент политического кризиса связан с вопросом легитимности власти. Народ приходит к выводу, что власть несправедлива, но проблема не только во власти: инерционная культура общества изживается очень трудно, – считает политолог и этнограф Эмиль Паин.
– Вероятность сдвига от стабильности к переменам сейчас действительно чрезвычайно высока, вопрос в том, какие это будут перемены – возможно, те, которых лучше бы не было. Нарастание социального протеста может подтолкнуть общество в направлении, обратном демократизации и модернизации, ведь на базе протеста возникают не только гражданские, но и экстремистские, националистские, фундаменталистские движения, – напоминает эксперт.
Наши свежие опросы показывают: большая часть избирателей уверена, что выборы будут нечестными, результаты сфальсифицированными, вообще "выберут не тех" и власти сделают все, чтобы "нарисовать" себе 65%. Почтения к политикам никакого нет. Почтения к парламентариям также нет никакого.