июнь 28, 2011
Руководитель Алтайского филиала компании "Росгосстрах" рассказал, каким получился Закон "О техническом осмотре транспортных средств..." и какие изменения он за собой повлечет.
14 июня в третьем чтении Госдумой принят Закон "О техническом осмотре транспортных средств...". Окончательный вариант документа прописывает механизм аккредитации пунктов технического осмотра (ТО). Было четко определено, что органом, который производит аккредитацию, является Российский союз автостраховщиков. Четко прописана возможность продажи полиса ОСАГО только при наличии талона техосмотра сроком действия не менее шести месяцев. Кроме того, в законе закреплено право страховщиков обращаться в пункты технического осмотра с требованием компенсации, если причиной аварии стали технические неисправности.
Новый закон предусматривает освобождение от прохождения ТО всех легковых автомобилей и прицепов, а также мототранспортных средств не старше трех лет. Транспорту возрастом от трех до семи лет придется проводить ТО раз в два года, а после семи лет — каждый год. Ежегодный ТО законодатель предусматривает для грузовиков и прицепов к ним, машин с установленными специальными звуковыми и световыми сигналами и учебных автомобилей. Владельцам легковых такси, автобусов и автомобилей, оборудованных для перевозки опасных грузов, придется проходить ТО каждые шесть месяцев. Согласно законопроекту, верхний предел стоимости ТО должна утверждать Федеральная служба по тарифам, но, по прогнозам, его цена может составить 2 тыс. рублей.
Пройти ТО уже с 1 января 2012 года можно будет у оператора технического осмотра, аккредитованного Российским союзом автостраховщиков. До 1 января 2014 года данную процедуру можно будет провести и на старых пунктах. Техосмотр можно будет проходить в любом пункте и у любого оператора технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.
С новым законом появятся и новые правила ОСАГО. Данный полис без предъявления действующего талона ТО купить будет невозможно. В перспективе не нужно будет предъявлять талон ТО инспекторам ГИБДД. Пока такая обязанность сохраняется до принятия и вступления в силу соответствующих поправок в Правила дорожного движения. По старым талонам можно будет смело ездить до конца срока их действия.
Если при первом осмотре у транспортного средства выявляется какая-либо неисправность, то на устранение и повторное прохождения ТО владельцу дается 20 дней. Водитель в данном случае должен оплатить лишь фактически предоставленный объем услуг у того же оператора технического осмотра и полностью оплатить всю процедуру техосмотра, если он обратился к другому оператору.
Не секрет, что с 4 июня текущего года введен мораторий на техосмотр сроком один год для физических лиц, владеющих автомобилями массой до 3,5 тонны. Думаю, что все автолюбители расценили это позитивно. В течение этого года предполагается разработать новую схему прохождения этой процедуры. Планировалось сделать это быстро, но не получилось, потому что затрагиваются интересы большого количества людей.
Введение годового моратория никак не скажется на страховании. Есть компании, которые свои продажи осуществляли в пунктах технического осмотра, они потеряют какую-то часть клиентского потока. Наша компания розничная, ориентированная на продажу через агентскую сеть. Есть предприниматели, которые за свои деньги купили стенды для проведения технического осмотра, оборудовали помещения и осуществляли сам осмотр. Именно они оказались в сложной ситуации, поскольку рассчитывали на другое развитие событий.
Много говорилось об изменениях в закон об ОСАГО, в частности об увеличении ответственности страховщика, о повышении компенсации. Когда все это будет принято, непонятно. Более уверенно можно говорить об увеличении региональных коэффициентов. В целом по стране уровень выплат по ОСАГО перешагнул черту безубыточности, и с этим надо что-то делать. Оперативный инструмент управления ситуацией есть у правительства, и оно будет менять региональные коэффициенты. Наибольшее увеличение придется на Кемерово и Томск. В Алтайском крае средняя страховка не превышает по цене 2 тыс. рублей, и я считаю, что процент увеличения ее стоимости будет незначительным, 10–20%.
Рост убыточности уже сказался на стоимости полисов каско. Страховой бизнес отличается от других тем, что результат вы видите спустя какое-то время. Вы получили клиента сегодня, но не знаете, сколько заплатите по страховому событию завтра. Компании, которые наращивают долю автострахования в своем портфеле, предлагают более льготные условия, но они еще не столкнулись с проблемой выплат. Однозначно стоимость страхования каско будет расти. Я считаю, что это будет происходить плавно, потому что есть рост рынка в целом, что смягчает ситуацию.