июнь 29, 2011
За шесть лет своего существования основной документ, регламентирующий процедуру проведения госзаказа, — ФЗ № 94 — претерпел уже более 20 редакций. Но участники госзакупок и эксперты до сих пор отмечают его несовершенство, несмотря на изначальную ориентированность закона на защиту интересов поставщиков товаров и услуг. Необходимость финансового обеспечения заявки на участие в электронном аукционе и последующего обеспечения исполнения контракта усложняет доступ субъектов малого бизнеса к торгам. А с переводом всех аукционов в электронный вид участие в них усложнилось еще и технически.
По оценке Натальи Сафроновой, начальника аналитико-правового отдела "Сибирского тендерного центра", порядка 80% участников торгов на получение госзаказа в Алтайском крае — это представители малого бизнеса. "Данный факт объясняется тем, что на рынке товаров и услуг, необходимых для госнужд, работают в основном малые и средние предприятия", — поясняет она.
Ранее эксперты отмечали, что существуют сложности в доступе малых предприятий к госзаказу. В ФЗ № 94 участию малого бизнеса в госзакупках посвящена отдельная статья (ст. 15). Она гласит, что государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать у субъектов малого бизнеса от 10% до 20% годового объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг за исключением заказов для нужд обороны. При этом стоимость контракта не может превышать 15 млн. рублей.
Норма определенного объема госзакупок у малого бизнеса существовала в законе изначально. В 2007 году лишь скорректировали проценты (вместо 15% стало 10–20%), а в 2009 году обязали ее соблюдать не только государственных, но и муниципальных заказчиков. Все это было нужно для защиты интересов небольших предприятий при участии в госзакупках. Но до появления административного наказания за нарушение этой нормы в 2009 году эксперты отмечали, что зачастую она не соблюдается. Сейчас в КоАП предусмотрен штраф в размере 50 тыс. рублей за неразмещение необходимого объема госзакупок у малого бизнеса.
"Первое время ФАС ограничивалась замечаниями и разъяснениями данной нормы. Сейчас послаблений нет никому, поэтому заказчикам выгоднее соблюдать закон", — говорит Наталья Сафронова.
Это подтверждают и результаты проверок, которые проводит региональное УФАС. За 2010–2011 годы нарушений данной нормы выявлено не было. Но стоит отметить, что на электронных площадках не всегда можно найти специализированные аукционы для малого бизнеса. Информация о том, что процедура проводится только для небольших предприятий, нередко находится не на самом видном месте.
С другой стороны, риск при соблюдении этой нормы существует и у заказчиков. Они не имеют законодательно закрепленной возможности проверить, действительно ли заявившийся на аукцион участник является субъектом малого бизнеса. "Документа, который бы удостоверял отношение предприятия к малому бизнесу, не существует, — говорит Наталья Сафронова. — Заказчик может запросить у участника информацию о численности сотрудников, уставном капитале и обороте, но участник имеет право ее не предоставлять". В краевом УФАС сообщили, что в мае 2011 года за допуск крупного предприятия к запросу котировок для малого бизнеса было оштрафовано управление здравоохранения Рубцовска. Сумма штрафа составила порядка 30 тыс. рублей.
Тем не менее все эти нюансы не мешают малому бизнесу активно участвовать в аукционах. Эксперты даже отмечают, что норма о специализированных торгах для малых предприятий вообще бесполезна.
Особой необходимости в ней нет. Большая часть государственных и муниципальных заказов достаются малому бизнесу без применения этой нормы. У многих поставщиков и подрядчиков, относящихся к малому бизнесу, есть серьезное конкурентное преимущество — упрощенная система налогообложения, при которой они не платят НДС. Крупных же фирм в Алтайском крае немного, и, как правило, мелкими лотами они не интересуются. Повлиять на выигрыш в аукционе за счет наличия мощностей, персонала, финансов нельзя — главное в них ценовой фактор и соответствие требованиям законодательства.
Проблемы в получении госзаказа у малого бизнеса возникают не из-за отсутствия подходящих торгов. Часто трудности появляются на этапе изучения законодательства о госзаказе. "На малых предприятиях трудно содержать отдельного специалиста, который занимался бы только торгами. А законодательство и правила торгов не отличаются особой понятностью и прозрачностью, — отмечает Сергей Хлесткий. — Кроме того, введение аукционов в электронной форме породило необходимость иметь и технического специалиста, который разбирался бы с цифровыми подписями и другими моментами".
Еще одним сдерживающим фактором является необходимость внесения финансового обеспечения заявки до 5% от стоимости контракта и в дальнейшем по желанию заказчика финансовое обеспечение исполнения контракта до 30% от его стоимости. Не все малые предприятия располагают необходимыми для этого ресурсами. "Такое ощущение, что, отдавая обеспечение заявки, мы финансируем банки. Они держат деньги около месяца и теоретически могут пользоваться ими по своему усмотрению. А мы вынуждены изымать их из оборота", — говорит Елена Хаустова, исполнительный директор барнаульского швейного предприятия "Сказка", которое в течение пяти лет является активным участником госзакупок.
Николай Грибуцкий, генеральный директор компании "Орион-Сервис", реализующей музыкальные инструменты и аппаратуру, считает, что критерии выбора победителя в конкурсных процедурах недостаточно объективны. "Часто заказчики пишут в заявке, что нуждаются в определенном оборудовании, а в скобках указывают: "Или его эквиваленте". Но различные модели, несмотря на внешнее сходство, часто очень сильно отличаются изнутри. Поэтому в аукционах нередко побеждают участники, которые за меньшие деньги продают менее качественную аппаратуру", — говорит он.
Оксана Дербенева, генеральный директор туристического агентства "Планета туризма", обозначила другую проблему.
Многие компании участвуют в госзакупках потому, что победа в таком аукционе или конкурсе является некой гарантией заработка. Но я не могу сказать, что это относится и к торгам, связанным с приобретением туристических путевок. У нас бывают случаи, когда после нашей победы в конкурсной процедуре заказчики по тем или иным причинам в последний момент отказываются от тура и говорят, что расторгают с нами контракт, хотя мы уже проделали определенную работу по его исполнению.
"Планета туризма" не один раз обращалась в УФАС по Алтайскому краю с жалобами на заказчиков. "В прошлом году одна из таких жалоб была в отношении колледжа, который проводил конкурс на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение детей, — рассказывает г-жа Дербенева. — У нас были соблюдены все условия и дана наименьшая цена. Однако по несущественной причине победил санаторий, а не наша компания. По поведению комиссии и представителей санатория сложилось впечатление, что они договорились о результате конкурса заранее. И мы обратились в УФАС. Но там посчитали нашу жалобу необоснованной".
Одной из целей закона ФЗ № 94 было исключение коррупции в госзаказе. Но, по оценке Натальи Сафроновой, впоследствии выяснилось, что риск коррупции — не единственный. "Проблема, с которой столкнулись заказчики, — неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками своих обязательств по контракту. И зачастую неисполнение вызвано не недобросовестностью участников, а тем, что заказчик не всегда может грамотно сформулировать, что ему нужно", — говорит г-жа Сафронова. По ее словам, в течение года правительство планирует разработать типовые формы контрактов, порядок проведения заказчиками мониторинга цен, поставщиков, составления требований к предмету закупки, чтобы облегчить работу заказчику, шаблонизировать ее.
На мой взгляд, законодательная норма о квоте в 10–20% для малого бизнеса не является актуальной для самого малого бизнеса. Во-первых, в Алтайском крае, по нашим оценкам, стоимость примерно 40% всех заключаемых контрактов не превышает 5 млн. рублей. То есть доступ малого бизнеса к ним не ограничен. Во-вторых, малый бизнес предпочитает снижать риски и крайне редко претендует на контракты стоимостью более 15 млн. рублей. Малому бизнесу удобнее иметь несколько небольших контрактов, где короткие сроки выполнения и "короткие деньги".
1. и электронные площадки начинают "висеть" с 12 часов по нашему времени, когда активизируются пользовали из европейской
части России.
2. Большие проблемы возникают, когда заказчик не оплачивает работы, выполненные поставщиком в рамках контракта.
3. Задержки при возврате денег, перечисленных участником торгов в качестве обеспечения выполнения контракта.
4. Мониторинг цен зачастую делается по прошлогодним контрактам без учета инфляции. Тем самым стартовые цены не соответствуют действительности.
5. Достаточно часто ряд позиций объединяется заказчиком в очень крупный единый лот, получить который под силу только монополисту.
6. Давление со стороны заказчика на неугодную компанию, получившую контракт. Цель давления — заставить компанию пойти на расторжение контракта по обоюдному согласию сторон.
7. Давление со стороны заказчика либо конкурирующего поставщика в случае подачи жалобы в УФАС.
8. Отсутствие у малого бизнеса финансовых средств для участия в торгах.
Источник: "Центр госзаказа".
Всего в 2010 году проведено 549 торгов (лотов) и запросов котировок исключительно среди субъектов малого предпринимательства. Общее количество состоявшихся в крае торгов за этот период — 5841.
По итогам 2010 года общая начальная стоимость специализированных закупочных процедур для субъектов малого предпринимательства в Алтайском крае превысила соответствующие показатели по Новосибирской, Томской областям и Забайкальскому краю более чем в три раза и составила 570,5 млн. рублей. Начальная цена по всем состоявшимся в регионе в 2010 году лотам составила почти 2 млрд. рублей.
В 2010 году для участия в закупочных процедурах для краевых государственных нужд, объявленных специально для субъектов малого предпринимательства, поступило 1819 заявок.Всего в 2010 году на участие в госзакупках было получено 3016 заявок. В I квартале 2011 года — 175.В результате конкуренция при размещении краевого государственного заказа у субъектов малого предпринимательства составляет до четырех заявок на каждый госконтракт.
3016 заявок на участие в госзакупках получено за 2010 год Конкуренция составляет до четырех заявок на каждый госконтракт. 1819 из них — от субъектов малого предпринимательства
В I квартале 2011 года для государственных нужд Алтайского края проведено 109 закупочных процедур для субъектов малого бизнеса на общую сумму 54,9 млн. рублей, что в 1,8 раза выше, чем в Томской области и Забайкальском крае.
26 жалоб от участников госзакупок поступило в Алтайское краевое управление УФАС в 2011 году.