октябрь 11, 2004
На прошлой неделе главной политической новостью в крае стало предложение, которое сделал Алтайский союз предпринимателей (АСП) бывшему первому заместителю главы администрации края Николаю Чертову. Актив АСП призвал обладающего громадным административным опытом Николая Александровича встать во главе союза. Вызвано это было скорее всего обострившимися отношениями предпринимателей с новым председателем профильного комитета краевой администрации Виктором Зуевым. И выход на авансцену политического тяжеловеса Чертова может означать, что бизнес для защиты своих интересов может сжиматься в единый кулак.
Когда мы договаривались с Чертовым о беседе, он сразу предупредил нас, что готов общаться исключительно на тему взаимоотношений предпринимателей и власти. Мы согласились. Встреча была назначена на 11 часов в АлтГТУ, на кафедре инноваций и предпринимательства, где сегодня заведует профессор Чертов. Часом раньше Николай Александрович разговаривал в своем кабинете с господином Зуевым. Мы были следующими.
О принятом решении
- Николай Александрович, вы уже решили, что примите предложение встать во главе АСП или еще находитесь в раздумьях?
- Предварительное согласие предпринимателям я уже дал. Сделал это достаточно быстро, потому что в течение последних нескольких лет я, будучи первым вице-губернатором, тесно сотрудничал с АСП. Моя позиция по отношению к предпринимательству и его проблемам хорошо известна в крае. Для нашего региона развитие предпринимательства является не какой- то отдельной проблемой, а более широкой - проблемой выживания и развития всего края. Когда я работал в краевой администрации, то всегда приводил цифры, характеризующие вклад малого бизнеса в экономику региона. Сегодня я могу говорить о предпринимательстве и как ученый. Мы на кафедре переработали массу учебной и научной литературы. И везде я нахожу подтверждения тому, что Алтайский край на самом деле классически подходит под модель региональной экономики, в которой тон должен задавать именно малый бизнес. Ведь этот сектор давно вышел на первый план в тех странах Запада, где отсутствуют богатые сырьевые ресурсы. И параметры такой модели хорошо известны: в малом бизнесе занято от 50 до 70% экономически активного населения, его доля в региональном ВВП достигает 50%, он дает до 50% налоговых поступлений в бюджет. Малый бизнес решает четыре важнейшие проблемы - занятость населения, формирование его доходов, насыщение рынка товарами и услугами и пополнение регионального бюджета. Поэтому для Алтайского края проблема развития малого бизнеса крайне важна и отчасти равна проблеме повышения благосостояния населения.
- Вас удивило предложение АСП?
- Честно говоря, нет. Впервые я прочитал о нем в вашей газете. Сначала подумал, что кто-то хочет выдать желаемое за действительное или пытается остро поставить вопрос. Но когда актив АСП пришел ко мне на встречу, объяснил конфликтную ситуацию и предложил встать во главе объединения, то я подумал, что в принципе это очень важное предложение.
- Чем вы руководствовались при выборе ответа? Ведь не только же проведением макроэкономического анализа роли малого бизнеса? Наверняка у вас были и остаются другие варианты продолжения карьеры.
- В данном случае я руководствовался только сегодняшней действительностью. А сегодня я работаю на кафедре инноваций и предпринимательства в АлтГТУ. Предпринимательские идеи были близки мне и в прошлой администрации края. Ведь я занимался тогда развитием предпринимательства не по долгу службы, а по убеждениям. Сейчас я посмотрел на все проблемы малого бизнеса еще и с научных позиций, изучил мировой предпринимательский опыт. Поэтому когда ко мне обратились члены АСП, то внутренне я был готов к согласию. После ухода из администрации я не терял контакт с бизнес-сообществом края и, думаю, что теперь тем более его не потеряю.
- Некоторые наблюдатели говорят, что ваше возможное назначение выглядит не совсем логично. Дескать, АСП должен возглавлять исключительно бизнесмен.
- При решении данного вопроса нельзя исключать любые варианты. Но я убежден в том, что во главе АСП должен стоять здравомыслящий человек, которому предприниматели полностью доверяют.
- Но вопрос еще и в том, как к вам теперь относятся предприниматели - как к ученому или как к бывшему высокопоставленному чиновнику?
- Я думаю, что как к единомышленнику. Как к человеку, который имеет четкие представления о сути и значении предпринимательства, который подтвердил свою позицию практической работой и научно-преподавательской деятельностью.
- Окончательное решение по вашей кандидатуре будет приниматься путем голосования?
- Да, должны пройти выборы нового председателя АСП на съезде или конференции. Дата проведения такого мероприятия мне пока неизвестна. Но она определится в ближайшие дни.
О принципах взаимодействия
- Николай Александрович, действительно ли это важно, чем по сути своей является АСП - некоммерческим партнерством или общественной организацией? Нынешний председатель комитета по поддержке предпринимательства Виктор Зуев говорит, что пока союз существует в форме некоммерческого партнерства, всерьез воспринимать его предложения нельзя. Но прежняя администрация края сотрудничала с АСП и не указывала на его правовую форму.
- Все эти юридические подоплеки - абсолютный абсурд. Я рассматриваю их как элементарный повод для обострения ситуации. Если господину Зуеву важна организационно-правовая форма, то ведь в этом нет никакой проблемы. Пожалуйста, АСП сегодня же внесет поправки в свой устав и станет общественной организацией. Но разве этот вопрос сейчас является главным? Ведь мы на протяжении четырех лет пытались добиться реального объединения власти и предпринимателей для решения общих проблем. Конечно, можно задаться вопросом, а нужно ли вообще власти сильное объединение предпринимателей? И мне его уже задавали. Лично моя позиция такова: если сильный союз помогает предпринимателям отстаивать свои интересы и способствует развитию бизнеса, то это обеспечивает дополнительную силу всему Алтайскому краю. Следовательно, против союза выступать нельзя. Меня вообще удивил чисто формальный подход господина Зуева к этому вопросу. Ведь он называет себя бывшим предпринимателем. Но получается, что предприниматель, придя на чиновничью должность, сразу стал проявлять себя бюрократом. По-моему, это совершенно нерациональный подход.
- Сегодня вы можете уже открыто сказать, какими были принципы взаимодействия между администрацией Александра Сурикова и АСП? Ведь на настоящем этапе бизнес и власть фактически не могут сформулировать такие принципы.
- Я думаю, что в данном случае нельзя сводить весь разговор о взаимодействии исключительно к АСП. Предпринимательство следует рассматривать гораздо шире. При работе прежней администрации в крае была создана цельная схема поддержки предпринимательства, которая, на мой взгляд, успешно себя зарекомендовала. В нее ,помимо АСП, были вовлечены и другие структуры - краевой фонд поддержки малого бизнеса, агентство поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы, научные силы и т.д. В совокупности они формировали систему поддержки, которая позволяла на хорошем уровне стимулировать развитие бизнеса. Завершающим звеном в этой системе должен был стать строящийся на улице Малотобольской краевой Центр поддержки предпринимателей, вокруг которого сегодня накаляются страсти. Именно этот Центр должен был, по нашему замыслу, вобрать в себя все подразделения инфраструктуры, а также различные консалтинговые, юридические и банковские услуги. Чтобы предприниматель в итоге смог получить комплекс услуг - от юридической консультации до банковского кредита - в одном месте. Именно к созданию такой системы мы и стремились с АСП. И находили общее понимание с союзом.
- Как вы можете сегодня, спустя полгода после выборов главы администрации, оценить работу двух лидеров предпринимательского движения - Владимира Чепеля и Эдуарда Черченко? Их вы очень хорошо знаете. Первый был фактически вашим подчиненным, а второй зачастую выступал с резкой критикой администрации и часто пикировался с вами по разным политическим вопросам.
- Их работу лично я оцениваю очень высоко. Жаль, что Владимира Федоровича Чепеля убрали с поста председателя краевого комитета по поддержке предпринимательства. Мне кажется, что это неправильно. Все-таки он знал проблемы малого бизнеса досконально. Что касается Эдуарда Александровича: (Задумывается.) Мы с Черченко - люди достаточно резкие, но конструктивные и незлопамятные. Да, были у нас серьезные споры на предвыборные темы. Но это не помешало нам сохранить хорошие отношения. Я считаю, что из-за шумовых эффектов нельзя сегодня отстранять Черченко от дирекции АСП. Если меня изберут на должность председателя союза, то при выборе исполнительного директора я первым буду голосовать за Эдуарда Александровича.
О программе развития
- С какой программой вы готовы прийти в АСП?
- Мы уже обсуждали ее с предпринимателями. Первое, что сегодня необходимо сделать союзу, - это разработать и реализовать свою программу поддержки малого бизнеса на 2004-2008 годы. Это должна быть краевая комплексная программа, имеющая под собой финансовую и законодательную основы. На ее реализацию необходимо получить средства краевого и муниципальных бюджетов. И решать финансовый вопрос необходимо как можно скорее, до принятия краевого бюджета в первом чтении.
Что касается законодательной основы программы, то это означает следующее. Необходимо внести коррективы или вообще принять новый краевой закон о поддержке предпринимательства, где были бы четко прописаны принципы взаимодействия бизнеса и власти. Нам важно в законе указать функции администрации и краевого совета народных депутатов в развитии малого бизнеса, функции предпринимательских объединений и структур, принципы деятельности и полномочия общественного совета по поддержке предпринимательства при главе администрации края и межведомственной комиссии. Кроме того, АСП важно получить и подтвержденное законом право разрабатывать и направлять в крайсовет различные законодательные инициативы. Если эти принципы взаимодействия будут узаконены, то тогда ни смена власти, ни выборы не смогут кардинально повлиять на ситуацию. Тогда мы получим гарантированную преемственность взаимоотношений власти и бизнеса. И закон сможет уберечь обе стороны от любых конфликтов и непродуманных, как говорят, "телодвижений".
- Нужно ли Алтайскому союзу предпринимателей для защиты своих интересов объединяться с Союзом промышленников Алтая? Эта идея также витает сегодня в воздухе.
- Моя позиция за полгода не изменилась. Я убежден, что эти два союза должны активно взаимодействовать, но не объединяться. Потому что принципы функционирования крупного и мелкого бизнеса отличаются по своим экономическим и финансовым основам. Союз промышленников Алтая занят проблемами развития крупных предприятий и, может быть, ему не всегда будут интересны проблемы мелкого предпринимателя, особенно из села. А вот сотрудничать союзам, конечно же, надо. Ведь неслучайно во всем мире получила широкое распространение такая форма сотрудничества большого и малого бизнеса, как контрактация. То есть когда для крупных предприятий определенные виды услуг или выпуск продукции осуществляют мелкие предприятия. В этом направлении, на мой взгляд, и должно происходить взаимодействие.
Об "откровенном воровстве"
- Николай Александрович, вы можете сказать в целом, почему строительство здания краевого Центра поддержки предпринимательства не удалось в срок завершить?
- В целом: (Размышляет.) Изначально вариантов реконструкции здания под Центр было два. Первый заключался в том, чтобы взять 6,5 млн. рублей из федерального фонда поддержки предпринимательства и еще 6,5 млн. рублей из краевого бюджета и направить их на косметический ремонта здания. Но мы пригласили специалистов и попросили их провести экспертизу здания. Выяснилось, что оно, скорее всего, строилось хозспособом, и одного косметического ремонта будет недостаточно. Поэтому был выбран более сложный, но правильный, на мой взгляд, второй вариант. Мы сделали хороший проект здания, заложили его финансирование. Но в 2003 году нам не удалось полностью профинансировать стройку. В этом году в бюджете края удалось заложить на ЦПП необходимую сумму. Но выборы и смена власти вновь отодвинули решение данного вопроса. Сегодня говорят, что необходимо проверить законность финансирования проекта. Но это просто разжигание слухов. Я знаю, что такая проверка была проведена, и эксперты пришли к заключению, что нарушений закона при целевом использовании средств не было. А есть сегодня только задолженность перед генподрядчиком - компанией "Стройгаз" - в размере 300 тысяч рублей.
- Как вы тогда прокомментируете наделавшее много шума заявление господина Зуева, что стройка заморожена из-за откровенного воровства?
- А я ему уже сказал при личной встрече, что пока все, что он успел здесь наделать, - это одни громкие заявления. Причем скоропалительные и не подкрепленные какими-либо фактами. Видимо, кому-то хотелось, чтобы там что-то было найдено, но ничего не нашли. Воровства нет, деньги использовались по назначению. Зачем же бросаться такими громкими словами?
- Руководитель федерального фонда поддержки предпринимательства господин Рунов в интервью нашей газете сказал о том, что его организация готова войти в число учредителей краевого Центра. Есть ли в этом для края какая-то польза?
- Учитывая сегодняшнее положение дел в федеральном фонде, я думаю, что это нам не нужно. Зимой господин Рунов приезжал в Барнаул и действительно вносил такое предложение. Но еще тогда я тактично ушел от его рассмотрения. Почему? На мой взгляд, краевой Центр призван выполнять региональные функции и решать проблемы алтайского предпринимательства. По федеральному же фонду недавно было принято решение, что он по сути своей теперь становится лишь одним из многих. Правительство от него отказалось, у него сейчас нет такой жесткой связки с министерством Германа Грефа. Получается, что федеральный фонд становится коммерческой структурой, оказывающей предпринимателям различные консалтинговые услуги. Но их мы можем получать и без него.
- Сегодня также обсуждается вопрос продажи части здания ЦПП различным коммерческим структурам. Но ведь площади предназначались для работы различных предпринимательских объединений. Нет ли в этом какого-то противоречия?
- При ответе на данный вопрос необходимо еще раз вернуться к вопросу финансирования проекта. Сегодня для завершения строительства необходимо найти около 10 млн. рублей. Где взять эту сумму, если ее вновь не удастся получить в краевом бюджете? Поэтому нельзя исключать и возможность допуска в здание тех бизнес-структур, которые готовы вложить по 2-3 млн. рублей за свои квадратные метры. Когда они выкупят по 100-200 кв. метров, то тоже будут входить в число собственников здания. Я бы пока не стал сбрасывать со счетов этот возможный вариант. Но его в любом случае необходимо тщательно анализировать.
О встрече с Зуевым
- Николай Александрович, у вас только что завершилась первая встреча с господином Зуевым. Не могу не спросить у вас о кратких итогах этой беседы.
- Все получилось очень просто. Виктор Рафаэлович позвонил мне и предложил встретиться. Видимо, новость о моем возможном приходе в дирекцию АСП кого-то взволновала или насторожила в краевой администрации. Но я считаю, что исполнительной власти сегодня не надо искать в союзе предпринимателей оппонента и уж тем более противника. Это не конструктивный подход. Я поделился с господином Зуевым своим опытом выстраивания отношений с предпринимателями. Я сказал, что сегодня его главная задача как председателя комитета - обеспечить в краевом бюджете финансовую поддержку малого бизнеса. Необходимо сохранить четыре бюджетных направления такой поддержки. Это капитальные вложения на завершение строительства ЦПП (около 10 млн. рублей), прямое кредитование через краевой фонд поддержки предпринимательства (от 10 до 30 млн. рублей), кредитование через систему муниципальных образований (до 25 млн. рублей) и краевая инвестиционная программа, из которой примерно 10 млн. рублей можно направлять на малый бизнес.
И еще я посоветовал Виктору Рафаэловичу снять "проблему Черченко". Хватит ссориться. Я думаю, что межличностные конфликты не должны перевешивать общую проблему развития предпринимательства.
Кто такой Николай Чертов
Николай Александрович Чертов, бывший первый вице-губернатор Алтайского края. Профессор, доктор экономических наук, заведующий кафедрой инноваций и предпринимательства АлтГТУ.
Николай Чертов родился 27 февраля 1952 года в селе Новообинка Алтайского края. В 1974 году окончил Алтайский политехнический институт по специальности "инженер-строитель". Получив высшее образование, работал прорабом, начальником производственно-технического отдела, главным инженером СМУ объединения "Алтайсельстрой". С 1984 по 1987 год прошел обучение в Новосибирской высшей партийной школе по специальности "политология". Проработал первым вице-губернатором края с 1996 по 2004 годы.