июль 1, 2011
22 июня, в день 70-летия начала Великой Отечественной войны, в Бийске предали земле останки уроженца этого города, рядового 107-й (5-й гвардейской) стрелковой дивизии Петра Илларионовича Солодовникова, пропавшего без вести в сентябре 1941-го.
Проститься с защитником Отечества пришло много бийчан.
Тамара Дмитриенко
Доставил скорбный груз-200 из 1941-го поисковый отряд "Алтай", уже десять лет следующий смоленским маршрутом алтайских дивизий. За эти годы учащиеся Большеромановской средней школы Табунского района, в которой базируется отряд, во главе со своим директором, заслуженным учителем России Николаем Чайкой подняли 117 погибших и пропавших без вести солдат, установили имена многих своих земляков, четверых вернули на родину. В мае этого года с Вахты памяти из Сычевского района привезли останки двоих алтайских красноармейцев. Павла Чалых торжественно перезахоронили 20 мая в Новичихе, Петра Солодовникова привезли в Бийск в юбилейный День памяти и скорби.
30-летний бийский рабочий Петр Солодовников в числе первых жителей края встал на защиту Отечества. Повестку об отправке на фронт ему вручили в военкомате на второй день войны. И пополнил солдат из запаса 586-й стрелковый полк местного формирования, отличившийся в июле – сентябре 1941 года под Ельней, где рождалась советская гвардия. Разгромив два немецких полка, 586-й стрелковый одним из первых в Красной Армии получил почетное наименование и дальше сражался уже как 12-й гвардейский.
– Петр Илларионович не успел получить гвардейское звание, но погиб он как герой в наступательной операции у деревни Ивонино Глинковского района, – рассказывает Николай Чайка. – Чуть-чуть не добежал до вражеской позиции. У самого немецкого окопа скосила его автоматная очередь врага.
В том месте, где упал Петр Солодовников, потом забил родник, появился ручей. И 69 лет его чистые воды омывали кости солдата. Лежать бы ему там до сих пор, если бы не случай.
В конце 1990-х годов на останки наткнулись местные жители Марина Конкина и ее отец, рывшие у ручья колодец. Откопали череп – и решили отказаться от своей затеи. Череп перезахоронили поблизости. Ни в милицию, ни в сельсовет не заявили – в местах былых боев такие находки не редкость. Но спустя десять лет Марина рассказала об этой истории командиру местного поискового отряда "Гвардия" Евгению Кожухову, и летом 2010 года поисковики нашли солдата.
Он лежал в ручье на глубине 30–40 см. При нем были найдены латунная ложка, сгусток ржавчины – патронов 7,62 мм, фрагменты кожаного поясного ремня и медальон-"смертник", в котором после первичной экспертизы удалось прочесть только три слова: "Бийск, Алтайский край". Но этого уже было достаточно, чтобы определить дальнейшее направление поиска родственников. Глинковские поисковики связались с командиром отряда "Алтай" Николаем Чайкой…
После каждого очередного этапа прочтения медальона появлялись новые и новые подробности. Наконец в инфракрасных лучах удалось прочесть фамилию, имя, отчество солдата и адрес, по которому проживала семья: ул. Иркутская, 38. Получив эти данные, Николай Чайка обратился за помощью в Бийский краеведческий музей, заместитель директора музея Анатолий Цапко распространил информацию через местных журналистов.
И родственники – две племянницы Петра Илларионовича Лидия Казанина и Мария Кожемякина – откликнулись (самые близкие родственники: жена, дети, внуки – к сожалению, не дожили до этого светлого часа), сказали: давайте хоронить дома. Чайка связался с руководством города и попросил содействия в организации похорон. А сам с отрядом в конце апреля 2011 года отправился на очередную Вахту памяти на Смоленщину. К тому времени поисковики уже точно знали, что оттуда их путь лежит в Бийск.
Хоронили солдата-земляка бийчане при большом стечении народа на специально отведенном на городском кладбище воинском участке. После похорон поисковики передали родственникам личные вещи, медальон солдата и медаль ордена "Стражу Отечества" – посмертную награду Петра Солодовникова.
Все эти реликвии сейчас находятся в семье, но со временем родственники обещали передать их музею, чтобы все бийчане могли узнать об отважном воине-земляке.
А жителям Смоленщины об алтайском защитнике здешних мест напоминают говорливый ручей, мемориальная табличка и венок, установленные на месте гибели глинковскими "гвардейцами".