июль 5, 2011
Руководство Алтайского отделения Сбербанка раскрыло детали новой кредитной политики по отношению к местному бизнесу. Оказывается, с нового года все предприятия оказались прорейтингованы: в оценках учитываются не только бухгалтерская отчетность компаний, но также их открытость по отношению к акционерам и положение на рынке. Чем выше рейтинг, тем лучше ставки, пояснили представители банка.
Татьяна Черникова, управляющая Алтайского головного отделения № 8644 Сбербанка России.
Олег Богданов
Об этом Татьяна Черникова, управляющая Алтайского головного отделения № 8644 Сбербанка России, на прошлой неделе рассказала представителям СМИ. Это была уже третья за полгода встреча с журналистами первого лица крупнейшего кредитного учреждения края. И самая содержательная с точки зрения понимания кредитной политики банка по отношению к бизнесу. Так, г-жа Черникова рассказала о стратегии по возвращению долгов алтайских предприятий, новой системе оценки заемщиков и вывела в свет двух своих заместителей, которые занимаются ключевыми направлениями, — Алексея Бондарева и Артема Рохлина.
Редакция газеты "Ваше дело" уже сообщала о новых лицах в руководстве банка, но публике их представили впервые. Между ними неожиданно оказалось много общего: оба родились в 1977 году, оба до этого работали в Новосибирске и оба теперь — на ключевых позициях. Алексей Бондарев занимается проблемной задолженностью и, как выразилась Татьяна Черникова, "24 часа в сутки думает над тем, как вернуть все деньги банку". Артем Рохлин, наоборот, думает, кому и как эти деньги выдавать, то есть курирует кредитование корпоративных клиентов.
Именно проблемные долги и новая кредитная политика — главная головная боль для сегодняшнего Сбербанка. Среди задач Артема Рохлина значится и повышение лояльности юридических лиц. А с этим сейчас у банка проблемы. Как мы уже сообщали, в этом году подход Сбербанка к корпоративным клиентам стал жестче, исчезли преференции для постоянных клиентов. Многие наблюдатели связывали это с новой командой, намекая на новосибирскую прописку топ-менеджеров, которые без сантиментов относятся к местному бизнесу.
Я буду очень благодарна, если люди поймут, что даже если бы банк остался самостоятельным и с прежним руководством, то эти изменения все равно бы случились,— пояснила Татьяна Черникова. — С 1 января текущего года в Сбербанке России в целом изменились подходы к оценке финансового состояния клиентов-юрлиц. Была внедрена система рейтингов: все наши клиенты были оценены, каждому присвоили рейтинги. Данные рейтингования повлияли на новую систему ценообразования: то есть уровень процентных ставок теперь зависит от рейтинга клиента.
Артем Рохлин раскрыл некоторые подробности такого подхода.
Теперь банк оценивает не только финансовое положение компании на основе бухгалтерской отчетности, но в том числе и внешние факторы. К ним относятся кредитная история, открытость компании в отношении акционеров, расчет с бюджетом, положение на рынке.
Татьяна Черникова воспользовалась случаем и расставила точки над "i" по поводу еще одного мнения о потере некоторых полномочий алтайским отделением.
Полномочия в части решения по выдаче кредита у нас ограничены суммой в 2,19 млрд. рублей. Такие же лимиты были и у самостоятельного Алтайского банка, так что ничего не изменилось: все кредиты, выдаваемые в пределах этой суммы, рассматриваются в Барнауле.
Между тем, сейчас головы руководителей банка заняты не только выдачей новых кредитов, но и возвращением старых. Просроченная задолженность алтайских предприятий перед Сбербанком продолжает расти: за прошедшие полгода она увеличилась с 8,3 млрд. до 9,4 млрд. рублей.
Здесь для нас нет ничего внепланового, потому что уже в январе – феврале мы оценили проблемные зоны, и все основные крупные просрочки произошли в прошлом году. Плохо, что это было сконцентрировано на II полугодии прошлого года, хотя проблемы можно было увидеть раньше. Соответственно в этом году мы не формируем новых плохих долгов. Более того, по двум клиентам мы находимся в стадии урегулирования на 1 млрд. рублей, до конца года банк планирует вернуть 1,8 млрд. рублей.
Примечательно, что почти 2/3 плохих долгов приходятся на десятку компаний, иронично названных руководством сибирского Сбера "VIP-10". Главным долговым грузом остаются представители стройкомлекса, которые составляют первую тройку должников. Это группа компаний "Горизонт", которая с огромным отрывом лидирует с задолженностью в размере 2,36 млрд. рублей, а также майминский завод "Железобетон" и барнаульская компания "Альфа-инвест", долги каждого из которых превышают 600 млн. рублей.
Если со вторым и третьим по размеру должниками вопрос решается, то с "Горизонтом" процесс урегулирования идет сложнее. На вопрос "ВД" о стратегии возврата этого долга последовал лаконичный ответ: "Очень простая — возвращать 2 млрд. рублей".
Мы готовы решать вопрос с каждым проблемным клиентом, но не все из них готовы идти навстречу. К сожалению, не все так легко и просто в работе с проблемными активами. Когда мы говорим о клиенте как о проблемном, то здесь стандартов по определению не бывает. Есть клиенты, которые испытывают трудности и желают рассчитаться. Есть и такие, кто не очень задумывается о том, что долг надо отдавать всегда и при любых условиях. При этом должник демонстрирует полное нежелание видеть и слышать нас. С такими приходится завершать диалог на экономическом языке и передавать дело в компетентные органы.
Таким образом, Татьяна Черникова подтвердила наличие уголовных дел в отношении крупных должников, но называть имена и давать комментарии по этому вопросу отказалась.
Да, следствие идет, но я не имею оснований, чтобы давать комментарии. Но, может быть, скажу новую вещь: невозвратных кредитов не бывает. Вопрос только в средствах воздействия: за ошибки приходится платить в том числе и такими способами.