июль 6, 2011
Вторая часть материала Владимира Песоцкого посвящена кредитной и инвестиционной политике Алтайсбербанка. Экс-глава банка рассказывает о том, какие предприятия получали инвестиционную поддержку, как принимались сложные порой решения. Отдельно он анализирует действия банка в отношении строительного комплекса. Частично в материале дается ответ на вопрос, почему именно в этом секторе сложилась самая сложная ситуация с кредитной просрочкой.
— В так называемые нулевые годы среди главных стратегических задач Алтайсбербанка на первый план вышло кредитование многочисленных предприятий. Это объяснялось тем, что начался процесс восстановления экономики. Предприятия старались модернизировать свои производственные мощности, приобретали новые технологии, строились и выпускали более современную продукцию.
Особое внимание мы уделяли процессам кредитования в промышленном секторе и строительстве региона. "Короткие" кредиты на пополнение оборотных средств и "длинные" инвестиционные кредиты давали возможность предприятиям решать текущие проблемы и развиваться. Кредиты брал у нас "Алтай-кокс". Постоянно пополняли свои финансы "Барнаульский станкостроительный завод", "Трансмаш", "Сибэнергомаш", "Кучуксульфат", "Бийский олеумный завод" и многие другие заводы. "Алтайвагон" при помощи нашего банка создал литейное производство в Рубцовске. Стабильно работающим предприятием стал "АлтТранс". Современная лесопереработка при помощи наших кредитов была создана на "Алтай-форесте".
Мы тесно сотрудничали с ведущими предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности края. Начали с финансирования новой мельницы "Алейскзернопродукта" — с этим предприятием у нас установились партнерские отношения. Затем помогали проводить модернизацию "Ключевскому элеватору". Кредиты банка брали практически все крупные зерноперерабатывающие предприятия, а также Черемновский и Алейский сахарные заводы, Волчихинский и Барнаульский пивзаводы. С помощью Алтайсбербанка проводилась масштабная перестройка предприятий молочной промышленности — "Киприно", "Майма-Молоко", "Славгородский молочный комбинат", "Угринич", "Холод" и других.
Безусловно, такие взаимоотношения между нашим банком и крупными клиентами были выстроены во многом благодаря управленческому таланту руководителей этих предприятий. Предпочтения отдавалось, как правило, тому, кто видел перспективы развития своей компании, вел строгий финансовый учет. К такому числу менеджеров я отношу Владимира Нечепуренко, Виктора Яшкина, Александра Карлова, Аллу Старовойтову, Юрия Титова, Николая Бушкова, Дениса Зюзина, Александра Бедарева, Юрия Пургина, Владимира Отмашкина. Да, мы кредитовали в первую очередь стабильно работающие, крепкие предприятия, но иногда рисковали поддерживать и слабые. Некоторые из них сегодня уже не вернешь — "АлтТрак", "Алтайхимпром", БЛВЗ.
— В аграрном крае банк не мог не сотрудничать с предприятиями сельского хозяйства. Вначале мы выдавали кредиты на посевную и уборку урожая. А позже — на приобретение техники, строительство животноводческих помещений.
К 2000-м годам в сельском хозяйстве обострилась ситуация в связи с высоким процентом износа техники. Немногие сельхозпредприятия могли позволить себе приобретение нового трактора или комбайна. С появлением лизинговых компаний, при существенной поддержке краевой администрации и банков техника стала поступать на село. Для примера: в 2008 году Алтайсбербанк выделил 1,8 млрд. рублей кредитов, на которые хозяйства приобрели 385 единиц техники.
Алтайсбербанк первым начал кредитование личных подсобных хозяйств. В 2004 году, когда еще не было национального проекта, наш банк разработал методику кредитования ЛПХ, добился разрешения у руководства Сбербанка и приступил к кредитованию. Другие банки этим тогда не занимались. Тысячи селян получили кредиты на развитие своего подворья. У меня перед глазами немало примеров, когда такой двор превращался в мелкотоварное хозяйство и реализовывал свою продукцию на рынке.
Много было и инвестиционных проектов. При помощи таких кредитов были построены животноводческие объекты в Бурановке и Прутском Павловского района, в хозяйстве им. Гастелло Хабарского района, свинокомплекс "Альтаир-Агро", птицеводческий комплекс "Алтайский бройлер" и другие. Современные теплицы появились в "Индустриальном". Для меня очень важно подчеркнуть, что деньги банка эффективно работают там, где их грамотно используют умелые руководители хозяйств, такие как Иван Кузнецов, Александр Гуков, Александр Злобин, Николай Апасов, Александр Орлов. С ними интересно было работать.
— Конечно, особо следует сказать о строительной отрасли. Инвестиционная политика нашего банка напрямую увязывалась с ней. Алтайсбербанк предоставлял кредиты подрядчикам, заказчикам-инвесторам, ипотечным заемщикам, ведущим предприятиям стройиндустрии. При нашей финансовой поддержке в крае были реконструированы или построены заводы по производству железобетона, кирпича, лесоматериалов, кровельных материалов. Мы помогали строителям приобретать современную технику. Были годы, когда наш банк участвовал в финансировании до 1/3 всего строящегося в крае жилья. Мы ощущали при этом огромную ответственность.
Однако именно строительная отрасль в первую очередь попала в экономический кризис 2008–2010 годов. Резко сократился спрос на продукцию, упала в цене недвижимость, замерли многие стройки. В связи с этим многие подрядные организации попали в тяжелое финансовое положение. Не все сумели точно рассчитать свои возможности и поэтому вышли на просроченную задолженность. Широко известны случаи, когда несколько банков банкротили подобные организации, распродавали их имущество и гасили ссуды. А по недостающим объемам предоставленного финансирования они судились с поручителями.
Но мы выбрали иную стратегию работы с должниками. Подобную ситуацию мы пережили в кризисном 1998 году. И на основе полученного опыта оценивали темпы восстановления строительной отрасли достаточно оптимистично. Мы в первую очередь старались помочь организациям поправить свои дела и рассчитаться с банком. Для этого путем мировых соглашений продлевались сроки возврата кредитов, в отдельных случаях понижались процентные ставки.
Но подобные меры нашего банка помогли не всем. К сожалению, среди заемщиков появились те, кто не выдержал условий мировых соглашений и обанкротился. В то же время нашлись руководители, которые вместо совместных действий с банком по урегулированию задолженности попытались хитрить или решать свои проблемы за наш счет. Хотя только совместная работа заемщика и банка может стабилизировать производство и упорядочить финансовые отношения.
— На Алтае не так много предприятий, имеющих миллиардные обороты. Вот почему основными клиентами Алтайсбербанка были средние и особенно малые компании. Мы проводили большую работу, чтобы они выбрали в качестве партнера именно наш банк. Мы создали пять Центров поддержки малого бизнеса, постоянно проводили тематические семинары. Это дало положительный результат: кредиты именно малому бизнесу составляли большую часть портфеля Алтайсбербанка. Подписанные нами соглашения с администрацией Алтайского края и 50 администрациями муниципальных образований способствовали созданию полноценной системы кредитования малых предприятий.
В последние годы наш банк ежегодно выдавал кредиты в объеме 100 млрд. рублей. Ссудная задолженность возрастала и к концу 2010 года составила 89 млрд. рублей, в том числе 25 млрд. рублей — у населения. В середине прошлого года 55% всех выданных в регионе кредитов принадлежали нашему банку. Это был один из самых высоких показателей в системе Сбербанка России. К примеру, в Сибирском банке СБ РФ он составлял примерно половину этой цифры. Для того чтобы удовлетворять потребности клиентов в кредитных ресурсах, наш банк прибегал к заимствованиям у центрального аппарата Сбербанка. Эта сумма доходила до 23 млрд. рублей. Тот же самый Сибирский банк такую же сумму не размещал, а передавал ее центральному аппарату.
Кризис, несомненно, повлиял на качество кредитов в различных секторах экономики. За год резко выросла просроченная задолженность, особенно у юридических лиц. Это повлекло за собой начисление дополнительных резервов и убытки банка — повторилась история кризиса 1998 года.
И все же 2010 год правильнее будет считать годом дальнейшего развития. У нас на треть выросла ресурсная база, причем больше средств стало как во вкладах населения, так и на счетах предприятий. В банке к концу года открыто 36 тыс. счетов организаций и 6,6 млн. депозитов населения. Мы обслуживали бюджеты всех уровней в 53 районах Алтайского края и Республики Алтай. Инвестиционные кредиты составили 42% от всего кредитного портфеля, почти половина из них размещена в АПК. По объему полученного в 2010 году дохода (6,5 млрд. рублей) Алтайсбербанк вошел в число самых крупных предприятий и налогоплательщиков нашего региона. Чтобы качественно обслуживать клиентов, банк располагает собственными основными фондами на сумму 7 млрд. рублей.
Общее число сотрудников банка достигало в годы роста 6,5 тыс. человек, после изменения структуры, а также вследствие технологических и организационных новаций численность сотрудников уменьшилась до 5,4 тыс. человек. Всем им я хотел бы сказать огромное спасибо за высокий профессионализм. Трудности в работе были всегда, но преодолевать их нам помогал деловой доброжелательный настрой сотрудников, постоянная учеба людей, стремление повышать свою квалификацию. Корпоративный командный дух объединял руководителей и рядовых сотрудников территориального банка и отделений. Сплочению коллектива способствовала хорошо поставленная работа психологов, деятельность общественных образований банка, например Совета молодых специалистов.
— Подводя итоги самостоятельной деятельности Алтайсбербанка, можно с уверенностью сказать, что он играл существенную роль в финансах региона, имел авторитет среди клиентов, вложил серьезную лепту в развитие банковского дела на Алтае, предоставил работу и подготовил тысячи специалистов-финансистов. Его следы — в успешной деятельности больших и малых предприятий, в многочисленных построенных объектах в городах и селах Алтая.
В текущем году банк уже работает в составе Сибирского банка Сбербанка РФ. В объединенном варианте у Алтайского головного отделения могут вырасти ресурсные возможности, вырасти рентабельность. Изменения, конечно, происходят. Ушли из банка многие руководители, по-иному строятся отношения с клиентами, меняется присутствие на финансовом рынке. Однако несравнимый ни с чем потенциал коллектива позволяет банку и в дальнейшем оставаться лидером в банковском сообществе на Алтае.
Владимир Песоцкий, побывав в редакции газеты "Ваше дело", попросил особо поблагодарить тех, кто работал с ним все эти годы. Именно в Алтайсбербанке проявились организаторские таланты и возможности многих людей.
С ревизора до заместителя председателя, а затем и до руководителя самого крупного отделения прошла путь Галина Храмцова. Начинала работу с иностранной валютой в банке, а затем была руководителем корпоративного блока Татьяна Безматерных. С начальника отдела налогообложения до заместителя председателя продвинулась Елена Сенцова. В становлении банка деятельное участие принимали заместители председателя Лариса Лапшина и Людмила Замышляева. Со студенческой скамьи пришла к нам Наталья Шевченко, которая со временем стала главным бухгалтером и проработала в этой должности последние шесть лет.
Также Владимир Филимонович добавил, что с особой теплотой вспоминает совместную работу с такими руководителями направлений и управляющими отделений, как Ирина Беделева, Лариса Исхакова, Наталья Коровенко, Татьяна Речкунова, Ольга Бабайлова, Алексей Ишутин, Алексей Олифер, Николай Беспалов, Максим Волков, Вадим Цымбалов, Алексей Подорогин, Иван Антонов, Вадим Жердев, Любовь Мжельская, Галина Триерс, Сергей Газукин, Алла Бирюкова, Павел Макрушин, Александр Дьяконенко, Нина Борисова, Анатолий Зайцев, Иван Раченков, Людмила Шереметова, Татьяна Гилева, Александр Куфаев.