июль 7, 2011
4 июля в поселке Украинском Косихинского района прошли общественные слушания по проекту строительства животноводческого комплекса "Алтайский бекон". А ранее Сбербанк одобрил открытие кредитной линии в размере 3,7 млрд. рублей белгородской компании "Приосколье", которая будет строить этот комплекс. Для Алтайского отделения Сбербанка это крупнейшая в 2011 году сделка. А для "Приосколья" – ключевой инвестиционный проект, который включен в программу "Алтайское Приобье".
На общественных слушаниях подавляющая часть людей проголосовала за "Алтайский бекон". Но некоторые призадумались.
Анна Ельчищева
У "Алтайского бекона" есть свои сторонники и ярые противники. Последние говорят о серьезных экологических проблемах, которые возникнут после ввода в эксплуатацию одного из крупнейших в регионе свинокомплексов. А еще противники указывают в сторону Зонального района, где "Приосколье" развивает проект "Алтайский бройлер" – самую мощную за Уралом птицефабрику. Якобы там уже есть проблемы с экологией, и жители райцентра задыхаются от невыносимого запаха.
Решив разобраться в ситуации более подробно, корреспонденты побывали на общественных слушаниях в поселке Украинском и посетили Зональный район.
На общественные слушания в поселок Украинский собралось порядка 200 человек. В основном это жители сел, вблизи которых будут располагаться откормочные площадки "Алтайского бекона". Слушаний местные жители ждали почти полгода. Все это время о будущем свинокомплексе им практически ничего не было известно. А теперь, когда до начала активного строительства осталось чуть больше недели, инвесторы решили все-таки рассказать о проекте.
Первым слово взял Константин Татарников, глава Косихинского района. Он заверил селян, что свинокомплекс принесет много благ. Только на улучшение инфраструктуры – строительство линий электропередач, дорог и проведение газа – будет потрачено 0,5 млрд. рублей. Кроме того, по словам чиновника, "Алтайский бекон" даст району 500 новых рабочих мест и порядка 5 млн. рублей налоговых отчислений в год. "Только Украинский будет получать по 500–700 тыс. рублей в год. Эти деньги пойдут в том числе и на ремонт вашего Дома культуры", – заверил г-н Татарников.
Его спросили: "А что ж вы раньше его не ремонтировали?" Глава слегка смутился. Тут в разговор вмешался Сергей Подчувалов, генеральный директор "Алтайского бекона". "Нас ждали. Мы все отремонтируем", – бойко пообещал он.
Николай Ом, главный архитектор Косихинского района, с листка прочитал про схему территориального планирования и малопонятные инвестиционные точки роста.
"Когда разрабатывался план строительства, вы от чего отталкивались? Любое изменение ветров, и все „ароматы“ будут в селе. Как-то не по фен шую получилось", – заметил кто-то из толпы. "Это не мы занимались разработками, – постарался оправдаться г-н Ом. – Это проектное бюро". Но люди не унимались. "Это жизненный вопрос. А почему вы раньше нас не собрали? А решили посоветоваться только после того, как проект уже готов?" – аккуратно возмутился один селянин. В разговор вмешался глава района. "Есть процедура и нормативы. Они не были нарушены", – заверил он.
О социальных преимуществах "Алтайского бекона" рассказал Сергей Подчувалов. Судя по его словам, свинокомплекс местных жителей буквально облагодетельствует.
"У нас минимальная заработная плата неквалифицированных рабочих будет 10 тыс. рублей. На предприятии будет действовать пошаговая система мотиваций. Каждый правильный шаг, который отражается на производственном процессе, будет оцениваться по определенным критериям и баллам. Пределов практически не существует", – отметил г-н Подчувалов. Он пообещал квартальные премии и "тринадцатые" зарплаты, а по итогам года бонусы. "Нам не важно, кто у нас будет работать. Мы возьмем любого вне зависимости, есть ли у него ветеринарное или техническое образование. Если специалисты не найдутся, мы будем приглашать, обучать и оставлять", – добавил директор "Алтайского бекона".
На него посыпались вопросы: "Вы сказали, что всех возьмете на работу. А у нас полпоселка пьющих. Что делать?" – "Нет, пьющих мы брать не будем", – сориентировался г-н Подчувалов. Женщины в толпе начали друг друга успокаивать: "Работа появится – бросят пить наши мужики".
Задавали представителю инвестора и более неудобные вопросы. Например, по экологической безопасности будущего предприятия. Напомним, "Приосколье" намерено отправлять свиной навоз в хранилища, так называемые "лагуны", а потом вывозить его на поля фермеров. "Есть обывательское мнение, что свиной навоз не совсем полезен для почв. Это неправда. Для того чтобы навоз перегнил, его надо продержать в хранилищах порядка восьми месяцев. Естественно, мы это выполним. Существует законодательство, которое регламентирует утилизацию отходов подобного производства. Мы будем четко его придерживаться", – пообещал Сергей Подчувалов.
"Я конкретно спрашиваю: сколько будет этого навоза?" – поинтересовался участник общественных слушаний. "Со всех площадок будем вывозить 0,5 млн. тонн в год", – ответил гендиректор. Автор вопроса, видимо, хотел еще что-то уточнить, но ему не позволил глава района: "Подожди, Василий Иванович, тебе же ответили. Вот теперь переваривайте эту информацию".
После всех официальных выступающих высказаться решили местные жители. "Я здесь живу уже более 70 лет. Помните, в селе Баюново тоже был свинокомплекс. Там всякое случалось, – заявил один из них. – Но ничего, дети же у нас не пожелтели". – "Но там были совершенно другие объемы производства, – послышался голос женщины из толпы. – Поймите, мы тут задохнемся с этими свиньями". – "Ничего, за те деньги, которые нам обещают платить, мы будем ездить дышать свежим воздухом в другие места", – заявил другой местный гражданин.
Чтобы не затягивать дискуссию, глава района предложил голосовать. Из всех участников слушаний руку за "Алтайский бекон" не подняли около 10 человек. Среди них и Сергей Рыбалкин, председатель Баюновской сельской администрации. По его мнению, план расположения навозных отстойников до конца не продуман. "В местах, где будут эти „лагуны”, часто скапливаются талые воды. Не дай Бог, все это попадет в реку Лосиху. Заражения не избежать", – уверен Сергей Рыбалкин.
Добавим, что против вывоза "отходов" "Алтайского бекона" в поля выступают 15 фермеров, которые обрабатывают 75% пашни в Косихинском районе.
Но вряд ли мнение несогласных теперь будет кого-то интересовать. В течение недели "Приосколье" намерено получить все разрешительные документы и приступить к строительству. За пару месяцев инвестор хочет установить фундамент всех объектов, чтобы осенью уже начать возводить сами здания. Впрочем, по данным Росприроднадзора на 4 июля, экологическая экспертиза этого проекта не заявлена и не проведена.
В Зональном районе компания "Приосколье" построила рядом с райцентром четыре откормочные площадки предприятия "Алтайский бройлер". Там содержатся около 5 млн. цыплят-бройлеров. Помет вывозится в поля, расположенные в трех километрах от села. В редакцию "СК" несколько раз обращались жители Зонального с жалобами на нестерпимый запах. Так ли это на самом деле?
Опрос жителей Зонального показал, что такая проблема существует. Люди рассказали, что их беспокоит неприятный запах, который якобы накрывает райцентр. Однако бывает это нечасто, в основном когда меняется направление ветра. В общем, терпимо. Странно, но все, кто согласился говорить об этом, попросили не называть их имен.
Районный прокурор Денис Темасков сообщил, что на его памяти претензий жителей района к "Алтайскому бройлеру" не поступало. Но его предшественник разбирал жалобу по поводу нарушения экологического законодательства. Какое решение принял тогда предыдущий районный прокурор, г-н Темасков не помнит.
Глава района Андрей Беспалов также говорит, что никакой экологической катастрофы от деятельности предприятия не произошло. В администрации района есть эколог, чиновники постоянно проверяют "Алтайский бройлер" на предмет соблюдения экологического законодательства. "Нарушения, конечно, бывают,– сказал г-н Беспалов, – однако они несущественны и на предприятии их устраняют". Андрей Беспалов также отметил, что "Алтайский бройлер" является крупнейшим налогоплательщиком в районе, на производстве занято около 2 тыс. человек, средняя зарплата которых – 17 тыс. рублей.
А вот посмотреть, куда и как реально вывозятся биологические отходы от 5 млн. бройлеров, нам так и не удалось. Экстренно прибывшая из Бийска представитель "Алтайского бройлера" Лариса Лямина заявила, что ни на предприятие, ни тем более к пометохранилищам представителей СМИ не пустит охрана. По словам г-жи Ляминой, площадки для складирования и поля фильтрации расположены в трех километрах от районного центра, оборудованы надлежащим образом. "Сейчас там ведутся работы по обеззараживанию, – сообщила г-жа Лямина. – Вход производится по специальному регламенту и туда допускается только рабочая смена".
Необходимо отметить, что и "Алтайский бройлер", и поля фильтрации, на которые вывозятся твердые и жидкие отходы, охраняются не хуже военного объекта. Служба безопасности не пустила нас на предприятие и запретила вести фотосъемку снаружи.
Лариса Лямина все же рассказала, как складируются отходы. Поля фильтрации представляют собой ямы, дно которых закрыто гидроизолирующей пленкой и утрамбованной глиной для того, чтобы исключить контакт с грунтовыми водами. Расположены поля фильтрации на бывших сельхозземлях "на необходимом по правилам удалении от райцентра".
Андрей Беспалов в свою очередь сообщил о том, что с запуском второй линии "Алтайского бройлера" отходов станет еще больше и поля фильтрации придется увеличивать. Дополнительный участок площадью 10 га уже выделен предприятию.
В настоящий момент объем вывозимых отходов составляет 360 тонн в сутки (в пересчете на КамАЗы это 28 грузовиков). Некоторые предприятия используют помет в качестве органического удобрения. Андрей Беспалов рассказал, что сельхозпроизводители вывезли с полей фильтрации для внесения в почву в прошлом году порядка 20 тыс. тонн.
"Складировать помет легко, – считает заведующая кафедрой почвоведения АГАУ Ольга Антонова, – а вот доставать его из хранилищ будет крайне сложно. Мы бываем в Зональном два раза в год, изучаем состояние экологии. Можно сказать, что сейчас там наносится достаточно серьезный вред. Это уже не говоря о неприятном запахе, который накрывает районный центр при северо-восточном ветре".
Ольга Антонова считает, что для предотвращения экологической катастрофы в Зональном необходимо внедрять безотходную систему производства. С помощью кавитации можно вообще исключить вывоз помета, а на выходе иметь высококачественные и безопасные удобрения. По словам г-жи Антоновой, пока этой проблемой на "Алтайском бройлере" не занимаются.
Николай Байдиков, гендиректор "Алтайского бройлера", не согласен. "Пометохранилища построены в соответствии с проектной документацией, с соблюдением ветеринарно-санитарных, санитарно-гигиенических норм, а также требований норм технологического проектирования удаления и подготовки к использованию навоза и помета", – утверждает он. "Таким образом, деятельность предприятия не может ухудшить условия проживания жителей Зонального", – резюмировал руководитель "Алтайского бройлера".
На территории Косихинского района будут расположены четыре откормочные площадки свинокомплекса "Алтайский бекон" на 128,1 тыс. голов свиней в год. Еще одна площадка на 32 тыс. голов и центр производства биоматериала будут расположены в Первомайском районе. Производственная мощность предприятия составит около 35 тыс. тонн свинины в год. Также в рамках проекта планируется возвести комбикормовый завод и элеватор. Все эти объекты инвестор намерен построить за два года. Стоимость проекта – 5 млрд. рублей, 80% этих средств – заемные.