июль 7, 2011
Издание "Деловой Бийск" опубликовало интервью с известным алтайским путешественником Александром Проваторовым. Altapress.ru публикует эту новую историю путешествий Александра в Южную Америку.
Александр Проваторов из тех людей, у кого можно брать интервью хоть каждые три месяца, и всегда будет рассказано что-то оригинальное и интересное. Алтайский бизнесмен, неутомимый путешественник, известный фотохудожник, треть года он проводит в зарубежных поездках. Не по делам бизнеса – по зову неиссякаемой тяги к переменам и движению, новым местам и возможностям. 2011 год начался для Александра с путешествия в Южную Америку.
- Это путешествие было спонтанным. Мы собирались куда-нибудь съездить с семьей на Новый год, но в декабре прошлого года в доме произошел пожар, в результате чего мне пришлось получать новый паспорт. И, чтобы зима совсем "не пропала", я отправился в Южную Америку в январе. 17 числа мне выдали новенький паспорт, а утром 19 января я уже стоял в аэропорту Шереметьево и спрашивал в информационной службе, когда ближайший рейс на Буэнос-Айрес. На меня посмотрели, как на ненормального: "А что, у вас еще нет билета?!", - но информацию сообщили. Я пошел в кассу, купил билет и через три часа был в Париже, а еще через 3 часа летел в Буэнос-Айрес, не имея с собой никакого багажа, только карточку с деньгами – наверное, самый главный предмет для путешественника.
Главной целью путешествия была одна из высочайших вершин планеты – Аконкагуа. Это в Андах, в Аргентине, близ границы с Чили. Высота 6962 метра, почти семитысячник, довольно жесткая гора по климатическим условиям. Это моя вторая попытка восхождения, на этот раз в одиночку. Сразу скажу – я снова на нее не взошел…
Саша улыбается, но не разочарованно, как можно было бы ожидать, а скорее с некоторым предвкушением: мол, было две попытки восхождения, значит, будет и третья, гора никуда не убежит. Возможно, это одна из важнейших составляющих характера – обращать события, которые кому-то другому показались бы неудачами, в прочные ступеньки к будущему успеху.
Несколько лет назад три человека, связанных общей страстью к путешествиям – Александр Проваторов, Ольга Маслобоева (заслуженный путешественник России из Томска) и Олег Новицкий (альпинист из Новосибирска) – задумали выполнить интереснейший проект: взойти на высшие точки всех континентов Земли. Как вы понимаете, их семь:
- Эльбрус, 5642 м – высочайшая гора Европы;
- Эверест, 8848 м – высшая точка Азии (и мира!);
- Мак-Кинли, 6194 м – самый высокий пик Северной Америки (Аляска);
- Аконкагуа, 6962 м – предел высоты в Южной Америке;
- Килиманджаро, 5895 м – Африка, "спящий" вулкан;
- Гора Коцюшко, 2228 м – Австралия (вершин выше на Австралийском континенте просто нет), как альтернативный вариант рассматривается вершина в Папуа – Новой Гвинее;
- Пик Винсон, 4892 м – Антарктида.
На вершинах Эльбруса, Килиманджаро и Мак-Кинли Александр уже постоял, остальные еще впереди. Самой тяжелой среди вершин можно считать Мак-Кинли, и эта высота взята (кстати, Александр пообещал рассказать о непростом восхождении на высшую точку Северной Америки при следующей встрече). Самая "дорогая" гора (и по средствам на путешествие, и по времени) – безусловно, Винсон на ледяном антарктическом континенте. А вот с довольно простой по рельефу ("Хоть на автомобиле заезжай", - смеется Саша), но очень холодной и ветреной Аконкагуа, не удалась ни первая попытка группового восхождения в 2006 году, ни вторая – одиночная.
- Восхождение осталось незавершенным по банальной причине. Я был в хорошей форме, серьезно подготовился, буквально бегал бегом, и настроение было отличное. Вообще на адаптацию к высоте и климату на Аконкагуа дается 3 недели, а в прошлый раз мы уложились в неделю, повернули назад в 600 м от вершины из-за сильного холода. В этот раз адаптация мне практически не понадобилась: ну, немножко болит голова, аспиринчику глотнул, зубы стиснул и пошел, никуда ты не денешься. Высоту я переношу хорошо, несмотря на вес и преклонный возраст (Саша, по возрасту пребывающий в "зоне пятидесятилетия", при этом выглядящий на сорок и способный в походе дать фору многим тридцатилетним, несколько картинно поглаживает то место, где у мужчин его возраста часто уже отвисает животик. – Прим. автора).
И вот последний день, штурмовой лагерь в полутора километрах от вершины – за день легко можно взойти и спуститься. Я занес с предыдущей стоянки свои вещи, палатку и продукты, поужинал, расстелил коврик, и только тут обнаружил, что… забыл спальный мешок! Ночью назад не пойдешь; я пробежался по соседним палаткам, конечно, запасного спальника ни у кого не нашел, сказал несколько слов на чисто русском и всю ночь продрожал от холода. Наутро и погода, и настроение были прекрасными, но "хватанув" холодную ночевку, я простыл, и с хрипами в груди скоренько-скоренько отправился вниз: на высоте с простудами не шутят.
От восхождения пришлось отказаться – времени было мало, а для повторной попытки потребовалось бы как минимум дней десять, да и не факт, что именно в эти сроки ты восстановишься настолько, чтобы взойти на вершину. И я пошел вниз. Взял напрокат автомобиль, маленького "фордика", и поехал из Аргентины в Чили.
Да, еще в Аргентине, в "винной столице" Мендозе, полетал на параплане в тандеме. Это был мой первый парапланерный полет с тех пор, как я "поломался" в районе Белухи. (Несколько лет назад, в результате неудачного полета на параплане в районе горы Белуха в Горном Алтае, Саша получил серьезные переломы ног. – Прим. автора). Психологически решиться было тяжело, пусть и в тандеме летел, пусть меня и "тащили". Но 20-минутный полет состоялся, даже пришлось убегать от гроз, было очень интересно.
…Вальпараисо, откуда начиналась Южная Америка, - потрясающий воображение порт, 1 700 000 жителей, все побережье вокруг заселено. Я искупался в холодном Тихом океане и отправился вверх по пустыне Атакама.
Покатался на своей маленькой машине там, где проходило ралли "Дакар-2011", потом пересек Анды через перевал высотой 4730 м. Насмотрелся на вулканы под семь тысяч метров, горные озера, лам гуанако, фламинго, кактусы и прочую южноамериканскую экзотику. Пустыня Атакама – интереснейший район планеты. Она населена трудолюбивыми людьми, которые добывают полезные ископаемые: соли, полиметаллы, уголь, железо и так далее - там целая таблица Менделеева в песках. Поражают промышленные масштабы, все очень серьезно организовано; недаром Чили входит в пятерку самых привлекательных стран для зарубежных инвестиций. В разработках участвует множество специалистов из Голландии, Германии и других высокоразвитых европейских стран, охотно присылающих сюда дорогостоящих профессионалов.
Оказывается, в Атакаме между автозаправками может быть расстояние до 400 километров! Я там остался без горючего, пришлось останавливаться в каком-то маленьком поселке, где стояли грузовички типа наших КамАЗов, и спрашивать бензина.
- А как ты с ними объяснялся?
- По-испански я не бум-бум, а по-английски чилийцы в этих местах понимают немного, это в туристических районах практически все жители знают "универсальный международный". Объяснялись на пальцах: "Гасалин, давай!" - "Дизель?" - "Нет, гасалин!" - "Сколько?" - "Вот столько" – пять пальцев показываешь. "Сколько денег надо?" Хозяин называет цену в два раза больше обычной, он же горючее за 200 км привез с заправки. "Давай, без проблем!"
- Какие места в этом путешествии по Южной Америке особо запомнились?
- Интересно "встречаться" со старыми местами, где уже однажды бывал. Так, в Вальпараисо, в старинном баре "Лаплайя", которому более ста лет, мы с ребятами отмечали католическое Рождество в 2006 году, после первой попытки восхождения на Аконкагуа. А вот на Буэнос-Айрес, столицу Аргентины с трехмиллионным населением, в этот раз я посмотрел другими глазами. В прошлый приезд я видел в основном престижные районы, и впечатление было, как от рая на земле – высокий уровень жизни, полные достоинства горожане, тротуары, которые по утрам моют шампунем… В этом году некоторым потрясением было узнать, что в очень благополучном с виду городе есть районы, где люди живут гораздо хуже, чем в самых бедных районах наших российских городов: буквально в картонных коробках, без намека на какие-либо человеческие удобства.
Из новых впечатлений ярким было знакомство с водопадами Игуасу, они расположены на границе с Бразилией. Только представьте: несколько таких рек, как наша Обь, рушатся по высоким уступам в каньон шириной около 3 километров! Там создана прекрасная туристическая зона, в которой, при огромном наплыве гостей, аргентинцы умудрились сохранить естественную природу: мелкое зверье шныряет чуть не под ногами, а ягоды растут в двух метрах от туристских дорожек.
Из 365 дней прошлого, 2010 года, Александр Проваторов отсутствовал в России 120 дней. Зарубежные путешествия общей длиной в треть года не кажутся Саше чем-то особенным, он уже привык так жить. География поездок весьма разнообразна:
- Начнем с самых "далеких" стран: Казахстан, три поездки в Монголию по подготовке фотоальбома "Большой Алтай" (совместный проект А. Проваторова и Г. Корченкина. - Прим. автора), Соединенные Штаты – восхождение на пик Мак-Кинли на Аляске, после Аляски осталось время, и мы на несколько дней слетали на Гавайи. В ноябре вместе с женой побывали в Европе: Чехия, Германия, Австрия, Италия, Швейцария.... Да, еще Лихтенштейн - целых 12 км2, громадное пространство! Мы катались на лыжах на горных курортах, посещали дом Моцарта в Зальцбурге, гуляли по Венеции…
На поездку по 7 европейским странам Шенгена мы истратили 2-недельную туристическую путевку в Прагу. Интересно, что когда в "низкий" сезон приобретаешь путевку с перелетом, проживанием в гостинице, завтраком, экскурсиями - все это удовольствие становится дешевле, чем один перелет! Билеты на самолет Новосибирск-Прага-Новосибирск, плюс номер в четырехзвездном отеле Праги на 14 ночей обошлись нам порядка 30 тысяч рублей с человека.
Каждый раз, как мы встречаемся с Александром по поводу очередного интервью (а это стабильно происходит раз в несколько лет), я задаю ему один и тот же банальный вопрос: "А зачем тебе все это надо?" И каждый раз ответ звучит с новыми оттенками…
- Обычно я отшучиваюсь присказкой Юрия Визбора: "Почему вы ходите в горы?" - "Потому что там никто не задает глупых вопросов". А вообще… Жизнь - она короткая штука, хочется и успеть, и посмотреть, и сравнить, и создать.
- Саша, как тебе удается треть года проводить вне России и при этом вести здесь, на Алтае, вполне успешный бизнес? Большинство наших бизнесменов жалуется, что стоит на сутки бросить дела, как тут же все останавливается, рушится и приходит в упадок…
- Наверное, я доверяю людям. Может, без меня работа идет не так эффективно, как при мне, но этот "паровоз", именуемый бизнесом, с рельсов не сходит. Да, он снижает скорость - в мое отсутствие он движется больше по инерции, я физически это чувствую, – но не останавливается, поскольку уже вышел на определенные обороты. А возвратившись, я могу его снова разогнать до прежней скорости и даже быстрее, чтобы потом иметь возможность "спрыгнуть", немного отдохнуть и снова толкать дело вперед.
- А просто желания почаще оставаться дома не возникает?
- Иногда возникает что-то вроде усталости, но я живу по потребности. Что-то изнутри тянет вперед и вперед, с места на место, из страны в страну. Я даже на пляже долго лежать не могу, мне надо двигаться. Но при этом я прекрасно осознаю, что моя реализация – здесь, дома. Сначала фотография, потом создание и развитие туристических баз, теперь - строительство, очень серьезный "взрослый" бизнес. Это захватывает, и даже если ты уезжаешь куда-то далеко, все равно частью остаешься здесь. И за границей смотришь что и как. В том же Буэнос-Айресе я лазил по стройкам, фотографировал, смотрел, какими приемами пользуются тамошние специалисты.
Сейчас занимаюсь проектом строительства 16-этажного дома, очень хочется в одиночку это поднять. И почему-то кажется, что смогу.
- В строительстве не у всех получается достичь успеха…
- Так не у всех получалось и по таким рекам плавать, и по горам таким лазать.
- Желание залезть повыше – в бизнесе, в горах…
- …И это правильно! Я общаюсь со своими ровесниками и замечаю, что у них уже половина разговоров - про свои болезни. Я двигаюсь, я не болею, потому что не думаю об этом, я иду вперед. Я живу.
В конце марта в Барнауле состоялась очередная персональная выставка фоторабот Александра Проваторова "Неподведенные итоги", которую он посвятил своей матери в честь ее дня рождения. А вот от всех и всяческих торжественных мероприятий в честь собственного пятидесятилетнего юбилея, наступившего буквально на следующий день, Саша наотрез отказался, предпочтя в очередной раз отправиться в дорогу – в Таиланд, отдыхать в тесном семейном кругу.
Где, на каких дорогах мира застал Александра день, в который вы, уважаемые читатели, знакомитесь с этой статьей, трудно сказать. Но, в любом случае – удачи неутомимому путешественнику на его пути, который и не думает заканчиваться.
Похоже, итоги подводить действительно рано.
Наталья Попова ("Деловой Бийск").
Справка