В "штатном" режиме

октябрь 21, 2004

В Змеиногорском районе эвакуировали пастухов и скот подальше от космического мусора...

На октябрь нынешнего года с космодрома Байконур планировалось три ракетных старта. Такой "космической нагрузки" давно не испытывало население находящихся под трассой запуска Змеиногорского, Третьяковского и Чарышского районов Алтайского края. Из одного только Змеиногорского района после пусков 14 и 15 октября эвакуаторы вывезли несколько тонн металлических обломков ракет-носителей. Сколько в них содержалось ядовитого ракетного топлива, гептила, никто не мерил.

Будни Байконура

14 октября с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Союз-ФГ" с космическим кораблем "Союз ТМА-5", в котором на Международную космическую станцию отправился экипаж в составе командира Салижана Шарипова (Россия), бортинженеров Лероя Чиао (США) и Юрия Шаргина (Россия).

15 октября с Байконура осуществлен запуск ракеты-носителя "Протон-М" с коммерческим телекоммуникационным аппаратом "АМС-15, предназначенным для предоставления услуг прямого вещательного телевидения на территории континентальной части США и Канады.

По заявлению руководства Федерального космического агентства, (Роскосмоса) оба полета прошли в штатном режиме, на космодроме продолжается подготовка к запуску отечественного телекоммуникационного космического аппарата "Экспресс АМ-1". Но третий старт перенесен на ноябрь. Таким образом, у жителей трех районов Алтайского края появилась возможность передохнуть и заняться своими земными делами.

Тем временем на Алтае

По заявлению ведущего специалиста отдела радиационной, химической, биологической защиты Главного управления ГОЧС по Алтайскому краю Игоря Путилова, на земле оба космических старта тоже прошли в штатном режиме и не имели никаких негативных последствий для населения. Специальные комиссии, состоящие из представителей ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", Главного управления ГОЧС и его районных отделов, местной администрации, контролировали ситуацию до пуска, в момент пуска и после.

- Мы ведем наблюдения с 1998 года, - добавляет начальник отдела ГОЧС Змеиногорского района Николай Зацепин. - За все это время нештатных ситуаций не было.

Согласиться с такой постановкой вопроса трудно. Когда с Байконура стартует очередная ракета, на "боевое" дежурство заступают не только службы обеспечения полета и его безопасности, но и жители Змеиногорского, Третьяковского и Чарышского районов. Слова "полет проходит в штатном режиме" для первых означает, что космический аппарат успешно выведен на орбиту и движется к намеченной цели, для вторых - что люди, скот, техника, энергетические объекты не попали под "обстрел" кусков металла и несгоревшего ракетного топлива от отделяющейся в районе падения второй ступени ракеты-носителя.

В этом смысле в Змеиногорском районе действительно никаких ЧП не произошло. Штатно эвакуировали коров и овец, местных жителей и туристов, отогнали технику от греха подальше. Потом вернули все обратно, до следующего запуска.

Ну а то, что дежурная бригада Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры эвакуировала на вертолете из района несколько тонн обломков ракет-носителей - это всего-навсего издержки космического производства. Использование части территории края под районы падения предусмотрено договором, заключенным между алтайской администрацией и Федеральным космическим агентством.

Заложники договора

Запуски ракет с Байконура продолжаются с 1957 года. В 1996 году краевой администрацией подписан договор на аренду земли под районы падения. Тем самым из неофициальных заложников жители трех районов превратились в официальных. Плата за землю отнюдь не предполагает платы за риск здоровьем.

Против такой ситуации сразу же восстали жители Третьяковского района. Трасса вывода объектов в космос пролегает над территорией этого района уже почти полвека, с начала эксплуатации космодрома Байконур. Более того, восточная часть территории (70 кв. км) используется под район падения отделяющихся частей ракет-носителей различной модификации. Восьмилетняя борьба жителей Третьяковского района "увенчалась успехом": администрация края выплатила им несколько раз за коммерческие пуски по… 18 рублей на душу населения в зоне падения космических обломков.

- Договор, который бывший губернатор Александр Суриков подписал с Роскосмосом, должен быть пересмотрен, - считает начальник экологической службы района Николай Штифанов. - Этот договор нарушает права населения по целому ряду позиций. Допущены грубейшие нарушения ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона "Об охране окружающей природной среды", которые гарантируют гражданам России право на благоприятную природную среду и право на получение объективной информации о ней, право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью; ст. 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и целого ряда других федеральных и краевых законов.

Кстати, заметим: постановление правительства РФ № 636 от 21.06.1996 г. "О порядке и условиях периодического использования районов падения отделяющихся частей ракет" предполагает лишь эпизодическое, один-два раза в год, использование субъекта территории Федерации в космических целях и с обязательным учетом его интересов. Территория же Третьяковского района используется десятилетиями не просто интенсивно, а с нагрузкой, не имеющей аналога ни в России, ни за ее пределами.

Правды и денег!

Глава администрации Змеиногорского района Петр Остапченко обеспокоен тоже:

- Мы на запуск слетали, посмотрели на лес сверху. Каждое третье дерево сегодня сохнет. Отчего? Хотелось бы знать, что испытывают от космических запусков люди, природа, окружающая среда. В крае собирали руководителей Третьяковского, Чарышского и нашего районов и представителей многочисленных исследовательских институтов. Они говорят, что ничего не находят. Ни в воздухе, ни в земле, ни в растениях. Сказали бы правду. Она все равно когда-нибудь вылезет, как по Семипалатинскому полигону.

Мы не имеем никаких компенсаций от Федерального космического агентства, кроме затрат, которые обязаны сделать по договору края с Роскосмосом: создать группу, вывезти людей, животных из районов падения и все там обследовать.

Сейчас разрабатывается проект нового договора, который начнет действовать с 27 октября 2005 года. Я считаю, в него должно войти обязательное обследование населения и природы перед пуском, после пуска и в последующем и самое главное - увеличение времени использования территории района под пуски. В ныне действующем договоре - всего шесть часов, а фактически мы уже за двое суток до старта должны доложить в Главное управление ГОЧС края о готовности, а после пуска требуется не менее суток, чтобы вернуться к прежнему режиму работы. И второе: если удастся доказать вредность воздействия Байконура, надо иметь специальную реабилитационную программу для наших трех районов по типу Семипалатинской.

Одним словом, люди, живущие под космической трассой, понимают: закрыть Байконур нельзя, но хотят от Роскосмоса правды и компенсаций.

Справка "СК"

Космодром Байконур - уникальный ракетно-космический комплекс, состоящий из сложнейших технических сооружений, равного которому нет в мире.

Общая площадь космодрома 6717 квадратных километров. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и сопредельных государств. С Байконура были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос. Сегодня это единственная на Земле стартовая площадка для посещений Международной космической станции.