октябрь 22, 2004
Белорусские избиратели разрешили своему президенту Александру Лукашенко участвовать в выборах сколько угодно раз. 17 октября в Белоруссии состоялся референдум, на котором большинство высказалось как за то, чтобы батька снова мог избираться, так и за то, что теперь в Белоруссии не будет ограничения по количеству сроков, которые один и тот же человек может руководить государством.
Вопрос референдума был сформулирован так: “Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А. Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции:
“Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании”?”.
Таким образом, из Конституции исчезнет одна короткая, но очень важная фраза: “Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков”, которая была в той самой части первой статьи 81. И теперь Александр Лукашенко сможет участвовать не только в следующих выборах, но и во всех последующих.
Вот такая демократия.
Справка “СК”
По данным ЦИК Белоруссии, явка избирателей на референдум составила почти 90%. Положительно на вопрос референдума ответили более 86% граждан. Это составляет 77 с лишним процентов от общего списочного числа избирателей. В Белоруссии изменения в Конституцию могут быть приняты через референдум при условии, что за них проголосуют более половины избирателей, внесенных в списки для голосования.
Белорусская оппозиция считает, что результаты референдума были сфальсифицированы.
Батька ищет Евдокимова
Михаил Сергеевич, позвоните Александру Григорьевичу (Лукашенко)
Накануне референдума и парламентских выборов, которые состоялись в Белоруссии в один день, администрация Лукашенко пригласила совершить пресс-тур по стране большую группу российских журналистов, в том числе и корреспондента "СК". Главной частью поездки стала четырехчасовая пресс-конференция президента. Подробнее о ней и о белорусских впечатлениях - в следующем номере “СК”. А сегодня о том, что касается Алтайского края.
Рассуждая о том, что прошло время, когда одни государства могли диктовать свою волю другим, и что “не везде возможно сделать так, как хочет Кремль” Александр Лукашенко заявил:
- Михаила Евдокимова избрали вопреки или по воле? Вопреки. Вот избрал народ, и все. Хочется кому-то или не хочется.
Корреспондент “СК” спросил президента Белоруссии, может ли в его стране, где исполнительная власть назначается главой государства, артист возглавить регион? Узнав, что я из Алтайского края, Александр Лукашенко, не дослушав до конца вопрос, заявил:
- Мне надо срочно с ним (речь о Михаиле Евдокимове. - .) встретиться. Он мне дважды звонил, и мы никак даже не смогли переговорить. Я готов поддержать не только его, но мне очень важно, коль народ избрал - я ж сам когда-то был в таком положении, извините, что перебил, - у меня есть такое жуткое желание поддержать этого человека. Тем более он звонил, ему что-то надо было там с техникой и так далее. Говорят, там с сельским хозяйством надо помочь. Поэтому вы, пожалуйста, ему передайте, что я готов. Будет в Москве, пусть сюда подъедет - здесь рядом - мы сядем и посмотрим, чем ему помочь.
Что же касается моего вопроса, то Лукашенко ответил на него отрицательно. Несмотря на то, что в Белоруссии много хороших актеров, ни одного кандидата в губернаторы среди них президент не видит, поскольку у актеров нет необходимых для этой работы качеств.
Как вы оцениваете факт проведения референдума в Белоруссии?
Наталья Алпеева, заместитель декана факультета журналистики АлтГУ:
- Отрицательно. В Белоруссии есть Конституция, которая закрепляет два срока нахождения одного лица на посту президента. Это нужно, чтобы была сменяемость власти. Похоже, что и нам грозит то, что произошло в Белоруссии. А авторитарные системы ничего хорошего в итоге не приносят.
Евгений Щетинин, депутат Зонального районного Совета:
- Считаю, что Лукашенко свой ресурс уже выработал. Он устанавливает диктатуру, которая будет тяжела для народа. На место Лукашенко должен прийти другой человек. Референдум в Белоруссии - это прецедент для других государств. Не исключено, что Путин может сделать так же.
Роман Знаменщиков, заведующий кафедрой общих юридических дисциплин Академии труда и социальных отношений:
- С юридической точки зрения референдум проводить можно всегда. Но поскольку речь идет о продлении полномочий президента, в отношении которых содержится норма в Конституции, то с точки зрения принципов демократии и правового государства этот референдум неконституционен.
Ирина Солнцева, председатель комитета краевого Совета по охране здоровья и социальной защите населения (“Единая Россия”):
- Может быть, народ Белоруссии проголосовал за ту стабильность, которую он имеет. С одной стороны, это узурпация власти Лукашенко. С другой стороны, раз народ проголосовал, с его волей нужно согласиться.