Владельцы АЗС недовольны "Роснефтью" - ключевым поставщиком бензина

июль 19, 2011

В качестве одной из мер преодоления обострившегося в апреле бензинового кризиса "Роснефть" приняла решение отпускать топливо оптом только тем компаниям, которые либо используют его сами, либо реализуют исключительно конечным потребителям. При этом заявки оптовых клиентов проходят через московский офис "Роснефти". Как стало известно "ВД", такой подход оставил без ГСМ ряд крупных алтайских независимых операторов.

Около двух недель опрошенные "ВД" операторы бензиновой розницы оставались в неведении — согласует ли "Роснефть – Алтайнефтепродукт" поставку бензина на их предприятия. Они несколько раз в день звонили в компанию, где отвечали, что списки находятся на согласовании в Москве. В конце прошлой недели ответа дождалась сеть "Октан".

Юрий Матвейко,
руководитель сети АЗС "Октан":

По данным на 12 июля, у нас была неопределенная ситуация с поставками бензина. Не только "Октан", но и все операторы на протяжении десяти дней не получали топливо от "Роснефти". 13 июля Москва дала добро на отпуск топлива. На нефтебазах "Роснефти" есть необходимые объемы бензина, но компания ждала команды "отпускать".

А вот сеть "Ника" до сих пор ответа не получила.

Геннадий Скулкин,
генеральный директор "Ники":

Мы постоянно обращаемся в компанию, но нам дали бензин только один раз и то не на все заправки. Сейчас "Роснефть" уже не хочет принимать наши заявки, не регистрирует их. В связи с этим 14 июля мы обратились в УФАС. Кажется, председатель правительства просил это ведомство контролировать вопрос обеспечения топливом независимых операторов.

Маловато будет

"Газпромнефть – Алтай" придерживается другой политики взаимодействия с оптовыми клиентами. Все игроки рынка говорят о том, что сейчас она выручает их при работе с проблемным бензином марки Аи-92, но у нее нет тех объемов, которые требуются операторам.

Юрий Матвейко:

В отличие от "Роснефти" компания "Газпромнефть" сразу реализует те объемы топлива, которые поступают ей. Она заполняет свои заправки, а остальное продает независимым операторам. Если бы не было "Газпромнефти", то заправки и в городе, и в Алтайском крае уже стояли бы без бензина.

Есть компании, которые начали терять надежду на сотрудничество с "Роснефтью".

Сергей Великов,
директор компании "Литал":

От нее мы не получали ни литра с начала кризиса. А почему так происходит, я не знаю. Это вопрос, который хотелось бы адресовать самой топливной компании. Я даже направлял на их нефтебазу, с которой у нас заключен договор, официальное ходатайство, чтобы мне выделили определенное количество бензина Аи-92. Они якобы отправили мою заявку в Москву, но никакого ответа я не получил.

По словам генерального директора компании "Роснефть – Алтайнефтепродукт" Александра Кристалинского, с мая на 100% выполняются заявки только тех контрагентов, которые реализуют бензин конечным покупателям, либо тем, кто использует топливо на собственном производстве.

Александр Кристалинский:

Мы не работаем с посредниками и перекупщиками, чтобы избежать повторения ситуации, которая была весной. Мы также не работаем с компаниями, которые, не имея с нами договора, требуют поставок. Заявки клиентов направляются в Москву, чтобы в головной компании знали обо всех наших действиях.

По словам г-на Кристалинского, объем поставок топлива в край компанией "Роснефть – Алтайнефтепродукт" остается на уровне мая (по данным "ВД" — 71 тыс. тонн).

На этом фоне удивительно, что индивидуальный предприниматель, который владеет всего одной заправкой в районном центре Кытманово, также остался без бензина. Его АЗС вообще не работает уже в течение двух недель. "Нам удобно сотрудничать с "Роснефтью" с точки зрения доставки. Их база, с которой у нас заключен договор, расположена в Заринске. База "Газпромнефть – Алтая" от нас слишком далеко. Проблемы с заявками начались в феврале-марте, и мы искали бензин где могли. Возобновления поставок так и не произошло, а в мае "Роснефть" ввела списочную систему. Мы постоянно звоним и узнаем, согласованы заявки или нет", — рассказал предприниматель на условиях анонимности. Еще в феврале он выставлял свою заправку на продажу, но предложений о покупке не поступало. "Я не вижу перспектив этого бизнеса. Если в период массовой реализации нам нечем торговать и мы несем убытки, то что будет зимой?" — продолжил собеседник.

С миру по нитке

Несмотря на имеющиеся проблемы, крупные операторы розницы не останавливают работу своих АЗС. Покупать бензин они готовы не только за пределами края, но даже за пределами страны.

Геннадий Скулкин:

Нам приходится по диким ценам через перекупщиков и трейдеров брать бензин в Омске, Новосибирске, Томске. Мы скоро дойдем до того, что начнем искать бензин в Казахстане. Сейчас пытаемся вести переговоры в Петропавловске, ищем альтернативы взаимодействия с "Татнефтью " и TНK-ВР. Нормально не работает биржа: здесь можно взять бензин только с одного завода и по запредельной цене. В общей сложности бензин обойдется мне в 26,7 рубля за литр. При этом мне придется месяц ждать отгрузки.

По его мнению, такой сумбур с поставками вызывает неразбериху и с ценами в рознице.

Геннадий Скулкин:

Компании берут топливо по любой цене, поэтому наблюдается огромный разброс цен в рознице. В Бийске стоимость литра Аи-92 варьируется от 23,7 до 25,4 рубля. Как только "Газпромнефть" дает нам дешевый бензин, мы опускаем цены, чтобы не выпасть из рынка, получаем дорогой — поднимаем ценник.

Александр Кристалинский не назвал оптовую цену, которую компания сегодня выставляет своим клиентам, но заметил, что они могут зарабатывать на наценке по 1,5–2 рубля с литра. По данным "ВД", оптовая цена Аи-92 у "Газпромнефть – Алтай" составляет 28 тыс. рублей за тонну, а у "Роснефть – Алтайнефтепродукт" — 28,7 тыс. рублей за тонну.

Рост цены ограничат

Юрий Матвейко:

Перед тем как была одобрена наша заявка, отпускная цена на "Роснефти" поднялась на 1 рубль за литр. Это повлечет за собой аналогичный рост розничной цены. По моим прогнозам, стоимость Аи-92 будет колебаться в районе 23–25 рублей за литр. Расти дальше ей просто не дадут, по крайней мере до выборов.

Геннадий Скулкин согласен, что стабильности на рынке в ближайшее время ждать не стоит.

Геннадий Скулкин:

Дефицит бензина в глобальном смысле усиливается. Количество машин в стране и внутреннее потребление стремительно растут, а мощности заводов изнашиваются. Рынок также выбили из колеи техрегламенты, которые предполагают запрет использования Аи-92.

Александр Кристалинский призывает не паниковать по поводу нехватки бензина: "Я не могу сейчас оценить, стоит ли ждать повышения цены в рознице к августу, поскольку это будет зависеть от многих факторов, в том числе макроэкономических. Сейчас не принято никакого документа относительно переноса срока, после которого будет введен запрет на использование бензина стандарта Евро-2. Но мне кажется, что после совещания Владимира Путина с акционерами нефтяных компаний в Киришах 8 июля переработчики оставят эту идею и займутся модернизацией производств", — сказал собеседник.

Справка

На совещании председателя правительства Владимира Путина с руководителями и акционерами крупнейших нефтяных компаний 8 июля в  Киришах участники мероприятия пришли к выводу, что причиной разразившегося весной "бензинового кризиса" стало то, что независимым игрокам стало невыгодно торговать бензином, а заправки не справлялись со спросом. Нефтяники объяснили дефицит задержкой модернизации некоторых НПЗ и запретом на продажу топлива стандарта Евро-2.

"Нефтяные компании в свое время заверяли нас, что средства, полученные на разнице пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты, <…> вложат в развитие глубокой переработки нефти. На деле все оказалось, к сожалению, далеко не так", — сказал Путин. Теперь компании будут должны подписать трехсторонние соглашения с ФАС и Ростехнадзором об исполнении программ модернизации. Если они не успеют закончить стройки в срок — ответят имуществом. Также премьер дал две недели на внесение в правительство проекта по выравниванию пошлин на нефть и топливо и предложил прописать в лицензионных соглашениях на месторождения обязанность перерабатывать определенную часть нефти.