июль 22, 2011
Кажется, что он был всегда. Представить пейзаж речного вокзала без красавца-моста просто невозможно, настолько органично он вписался в нашу жизнь. Между тем обской мост был сдан в эксплуатацию лишь 14 лет назад, 25 июля. О том, какие трудности пришлось преодолеть на пути к его созданию, рассказал Анатолий Швецов, кандидат геолого-минералогических наук, начальник отдела геологических и экологических изысканий фирмы "АлтайТИСИЗ". В 1980-90-х годах – заместитель главного инженера и начальник технического отдела Алтайского треста инженерно-строительных изысканий.
Моста могло и не быть.
Инженерно-геодезические работы по изучению почвы, рельефа поймы Оби велись с 1985 по 1990 годы. Проект финансировали Министерство финансов РФ, Федеральная дорожная служба и администрация Алтайского края. Подготовительные работы начались в 1987 году. Была построена база для мостоотряда, снесено ветхое жилье на берегу реки. И тут в 1990-1991 годах случился экономический коллапс. Администрация края финансирование урезала. А строить надо, уже ведь начали возводить опоры. В 1992 году в Барнаул прибыл Борис Ельцин. Здесь, на берегу Оби, он дал обещание, что средства на завершение строительства будут выделены из государственного бюджета.
Как гласит легенда, президент Российской Федерации подписал акт прямо на спине у губернатора Алтайского края. Официального подтверждения этому найти не удалось. Важно, что в это время по стране строили несколько мостов. Один из них – в Ульяновске. Туда Ельцин не приезжал, и мост был сдан лишь в конце 2000-х годов.
В 1971 году обнаружилось, что старый мост нуждается в капитальном ремонте. К тому же пропускная способность моста – 9 тыс. автомобилей в сутки – была достигнута. В период осенней уборки случались значительные пробки. Мост "стоял" по часу. Также авария старого моста привела бы к потере связи города с правой стороной Оби, где расположены источники продовольствия – совхозы и сады. Надо было иметь дополнительные пути отхода. Стало ясно, что пора строить второй мост.
Изначально рассматривали три варианта расположения моста. Первый – за пределами города, ниже течения Оби, в районе Гоньбы. Второй – как продолжение ул. Молодежной, в начале улицы. Третий вариант – тот, который мы имеем сейчас. Этот маршрут давал возможность транспорту выходить за черту города, по сути, не захватывая территорию Барнаула. Специалисты заботились о снижении количества пробок и выхлопных газов.
В 1983 году главным инженером проекта назначили Татьяну Митькевич.
Она была человеком исключительных душевных качеств и профессионалом высокого класса. Лауреат двух государственных премий за строительство мостов, она родилась в Москве в семье русского интеллигента. С детства занималась музыкой и театром. Но послевоенное время требовало восстановления экономики. В 1956 году Татьяна Митькевич окончила Московский институт инженеров транспорта. Специальность – "Мосты и тоннели" – достаточно редкая и совсем не женская. В Барнауле ее работа вызывала уважение и у строителей, и у проектировщиков, которые за глаза называли ее "птичкой-невеличкой". Она никогда не повышала голоса, но когда начинала говорить на совещаниях, замолкали даже самые эмоциональные специалисты. Татьяна Львовна присутствовала при рабочем открытии нового моста в июле 1997 года. К сожалению, через год ее не стало.
Шесть лет продолжалось строительство нового моста. Работа велась в довольно тяжелых условиях. Основные исследования пришлись на зимний период, тогда бурили скважины под опоры. Буровые выходили на лед, а он трещал. Приходилось делать утолщение. Для этого реку заливали водой, наращивая лед, клали щиты из досок. Все усложнялось неровными берегами, отсутствием дорог. Бурение также проходило непросто. Глубина реки в этом месте 70 метров, а установки были рассчитаны на 50 м. Но строители справились и с этим: установили третий гидроусилитель, нарастили 20 метров троса. Новый мост – крупнейшее сооружение края конца XX века. Еще на стадии проектирования я чувствовал, что это поистине грандиозный проект. Рекордом при возведении моста наш собеседник считает тот факт, что пролет – основание моста длиной более 900 метров – надвигали единым полотном с усилием свыше 11 тыс. тонн. Мощные гидродомкраты толкали пролет, снизу его поддерживала баржа.
Кстати, обской мост имеет форму дуги. Если присмотреться, то увидеть это можно невооруженным глазом. Середина моста приподнята по отношению к началу. Именно эта особенность облегчила надвижение основания.
25 июля 1997 года состоялось рабочее открытие нового моста. В этот день тысячи барнаульцев пришли на речной вокзал. Присутствовали губернатор Алтайского края, глава города Владимир Баварин, председатель АКЗС Александр Назарчук, другие руководящие лица города и края. По мосту прошли сорок груженых машин, испытывая его на прочность. И он выдержал. Сейчас пропускная способность нового моста равняется сумме возможностей старого моста, Змеиногорского и Павловского трактов – до 19 тыс. машин в сутки.
В конце 1990-х годов финансирование стройки испытывало очередной голод. Поэтому предприятие "Обской мост" внесло предложение о платном проезде по мосту. Гордума приняла решение от 4 июня 1997 года № 139 "О введении оплаты за проезд через Обь". И только с 1 января 2011 года губернатор края дорожный "оброк" отменил. Есть версия, что организаторы акции "Бесплатный мост", официально ставшие инициаторами отмены, на самом деле был лишь изъявителями воли губернатора, который к тому времени осознал неправомерность этой статьи расходов. Так или иначе, теперь каждый автомобилист может наслаждаться дорогой бесплатно.
В 2010 году, по версии журнала "Я покупаю", новый мост
вошел в десятку самых красивых сооружений Барнаула.
Есть мнение,что текущие работы по содержанию нового моста недостаточно эффективны. Прогнозируют, что при таком уходе переход начнет разрушаться через 50 лет. Первыми деформируются опоры,
затем падет мостовое перекрытие. Главный инженер ГУП "Обской мост" Вадим Козловский заверил, что мост простоит более 50 лет. Сооружение находится под регулярным наблюдением специалистов,
научных лабораторий. Три года назад несущие конструкции были окрашены специальными красками для защиты от коррозии. Ведутся работы по замене деформационных швов менее шумными. Сейчас на мосту кладут
новый асфальт.
В юбилейный 2012 год светильники заменят на светодиодные. Всего их на мосту 46. В планах и обновление верхнего слоя покрытия проезжей части. Ежегодное финансирование содержания
моста – 1,5 млн. рублей.
Длина –943,2 м, Ширина –32,7 м, Высота –46,38 м, Опоры – 7 штук
Многие добивались начала строительства второго моста. Но получилось это у Анатолия Мельникова, в 1971–86 годах председателя Горисполкома Барнаула. Он улучил момент и оказался в лифте с решающим человеком, к которому долгое время не мог попасть. Там-то и произошел судьбоносный разговор, результатом которого и стало постановление правительства СССР от 10 сентября 1975 года № 790 "О мерах по развитию в 1976-80 годах городского хозяйства Барнаула".