Развитию барнаульского аэропорта мешает низкий спрос на авиаперевозки

июль 26, 2011

Эксперты утверждают, что региональный рынок авиаперевозок у нас еще не насыщен и имеет вполне конкретные перспективы роста. При этом барнаульский аэропорт имени Германа Титова всегда (в силу географической близости) сравнивается с новосибирским "Толмачево". Сравнение получается не в нашу пользу, и зачастую, глядя со стороны, не совсем понятно, что мешает увеличению авиамаршрутов, улучшению инфраструктуры, существенному росту пассажиропотока и т. д. Все это, по идее, должно быть отражено в стратегии развития аэропорта Барнаула, но официально озвученные на этот год планы нельзя назвать амбициозными. Скорее, следует говорить о пассивном отношении инвесторов к аэропорту.

Авиапредприятие "Алтай".
Анна Зайкова

В Германии все по-другому

Виталий Архипенко,
генеральный директор авиапредприятия "Алтай":

Увеличить пассажиропоток можно на всех направлениях, которые сегодня активно эксплуатируются авиапредприятием. Это касается как основного для него московского сегмента, так и международных (туристических и регулярных), а также межрегиональных маршрутов.

Определенную перспективу развития барнаульского аэропорта, связанную с увеличением подвижности населения, видит и компания "Новапорт", управляющая 48%-ным пакетом акций авиапредприятия "Алтай". Тем не менее в "Новапорте" ему отводят роль типичного регионального аэропорта, который обслуживает "близлежащее население и туристический поток на Алтай".

Дмитрий Рыжов,
заместитель гендиректора по стратегическому развитию компании "Новапорт":

Этого нельзя сказать, например, о роли аэропорта "Толмачево". Для нас "Толмачево" — это будущий пассажирский и грузовой хаб

Администрация владеет 51%-ным пакетом акций авиапредприятия "Алтай".

Виталий Ряполов,
вице-губернатор Алтайского края:

Развитие аэропорта необходимо увязывать с тем фактом, что ежегодно он обслуживает 350 тыс. человек, а также с перспективным ростом спроса на пассажирские перевозки в связи с развитием туризма в крае. Ежегодный рост пассажиропотока может достичь уровня 12–17%. Эти темпы являются довольно серьезными, и аэропорт их выдержит. Основное влияние его на развитие оказывает не место положения, а спрос на авиаперевозки в регионе.

Виталий Архипенко с ним согласен. На наше замечание о том, что аэропорт Барнаула по отношению к Новосибирску все больше и больше напоминает аэро­порт какого-нибудь Кельна по отношению к Франкфурту, он ответил:

Виталий Архипенко,
генеральный директор авиапредприятия "Алтай":

Сложно сравнивать. Если наш обслуживает в год около 300 тыс. человек, то Кельн, наверное, 40 млн. Там совсем другие условия, совсем другая система. Они работают по хабовой схеме. Но при этом нужно иметь в виду коэффициент подвижности населения. У нас один из ста человек раз в год полетит самолетом, а в Европе — примерно семь. У нас тоже можно менять систему, но кто будет это финансировать? Изменения можно привносить только на окупаемой основе или за счет федеральных средств.

Денег нет на инвестиции

Очевидно, что о глобальных изменениях в работе аэропорта говорить сегодня и не приходится. До проектирования и реконструкции аэропортового комплекса в рамках федеральной программы еще далеко. Процесс начнется в 2013 году. По планам на эти цели должно быть направлено более 3,5 млрд. рублей. В данном случае будет реконструироваться федеральное имущество — взлетно-посадочная полоса, но аэропорт имеет и другие объекты, которые нуждаются в модернизации. Так, уже несколько лет ведутся разговоры о строительстве или реконструкции международного терминала. Инвестировать средства в этот проблемный участок, по идее, должны акционеры авиапредприятия "Алтай". То есть администрация края и "Новапорт".

Дмитрий Рыжов,
заместитель гендиректора по стратегическому развитию компании "Новапорт":

На сегодняшний день аэропорт Барнаула испытывает нехватку производственных площадей для обслуживания пассажиров, летающих на международных линиях. Темп роста пассажиропотока международных воздушных линий превышает темп роста внутренних воздушных линий. Текущие площади международного сектора не позволяют предприятию в полной мере зарабатывать на сдаче коммерческих площадей в аренду торговым операторам. Поэтому мы совместно с менеджментом аэропорта прорабатываем проект расширения международного сектора.

При этом позиция "Новапорта" заключается в том, чтобы не строить новый терминал, а реконструировать и расширить имеющийся (разница в объемах инвестиций — около 200 млн. рублей). Кроме этого, компания предполагает, что финансирование должен осуществлять основной акционер — администрация края.

Виталий Ряполов,
вице-губернатор Алтайского края:

Ряд проектов, реализация которых запланирована в краткосрочной перспективе, куда входит и расширение международного терминала, будет финансироваться из "собственных средств предприятия, средств акционеров и привлеченных кредитных ресурсов.

Какие конкретно суммы возьмет на себя каждый из участников программы, г-н Ряполов не уточнил.

Виталий Архипенко,
генеральный директор авиапредприятия "Алтай":

По вопросу финансирования реконструкции или строительства международного терминала пока никакого решения не принято. Исполнительная дирекция не имеет информации об источниках инвестирования. Проще говоря, денег нам пока никто не дал, задания их осваивать. Чистая прибыль предприятия за 2010 год составила 17 млн. рублей. Для инвестирования это копейки. За все время работы предприятия инвестиций со стороны собственников в его развитие не осуществлялось. Международный терминал может сыграть определенную роль в привлечении авиакомпаний, хотя не стоит ждать, что они выстроятся в очередь. Необходимо выявлять новые направления полетов из Барнаула и развивать их, что потребует большой работы. При этом мотивы для открытия новых маршрутов у авиакомпаний могут быть разными.
В регионе вы нигде не найдете очередей, по которым можно было бы понять, куда готовы лететь люди. Но сегодня мы видим, что перспективы имеют Москва, Санкт-Петербург, Норильск, Сургут. Южные направления в этом году представлены в достаточном количестве. Прямые рейсы в Сочи, Анапу сейчас не загружаются полностью при относительно низких тарифах. Среди новых направлений, которыми нужно заниматься, перспективными выглядят Дальний Восток и страны СНГ.

О хабах

Виталий Архипенко,
генеральный директор авиапредприятия "Алтай":

Реальным узловым аэропортовым центром сейчас является только Москва. Если говорить о нашем регионе, то "Толмачево" однозначно является здесь крупнейшим аэропортом. Если взять за основу показатель пассажиропотока, то его объемы в "Толмачево" в семь-восемь раз превосходят наши при относительно равных затратах. То есть мы содержим персонал и круглосуточно обеспечиваем работу аэропорта, и они делают то же самое. Те же 2 млн. человек пассажиров мы могли бы "переварить" за год, но здесь нет такого спроса, а в Новосибирске — есть.

Если говорить о схеме межрегиональных перевозок, то она может выстраиваться из аэропорта "Толмачево". Если так настроить систему рейсов в Красноярск, Иркутск, Сургут и прочие, то пассажиры Алтайского края точно не будут пользоваться аэропортом Барнаула. Из Кемерова люди предпочтут автомобильным транспортом добраться до Новосибирска, а оттуда вылететь в Самару. В таком случае утренние самолеты будут прилетать с запада, потоки пассажиров будут смешиваться и лететь на восток. Вечером эти же самолеты будут прилетать с востока, пассажиры снова будут перераспределяться и лететь на запад. При наличии значительных расстояний на маршрутах возможно выстроить веерную систему, но в перспективе, не сейчас, поскольку вопрос нужно изучать. Такая схема должна быть построена как часы и действовать регулярно. Кроме того, я не думаю, что из перечисленных мною городов сформируются пассажиропотоки на восток, которые бы обеспечивали выполнение рейсов хотя бы через день. Об этом много говорят, но когда начинаешь изучать проблему, то понимаешь, что нет нужного спроса.

Справка

За январь–май 2011 года общий пассажиропоток международного аэропорта Барнаула составил 104 680 человек, что на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В I полугодии 2010 года рост составил 13%. Тогда услугами аэропорта воспользовались 130 тыс. человек.

94 770 человек за пять месяцев 2011 года было перевезено на внутренних воздушных линиях. Этот показатель вырос на 7% (за I полугодие 2010 года — 8,8%). Международный пассажиропоток составил 9910 пассажиров и превысил аналогичный показатель 2010 года на 8,8%. Количество самолетовылетов за январь–май 2011 года составило 773 ед., что на 5% больше, чем в 2010 году. Зафиксирован прирост в транспортировке груза и почты — более 29%.

Виталий Архипенко,
генеральный директор авиапредприятия "Алтай":

В планах авиапредприятия "Алтай" в 2011 году увеличить доходы до 800 млн. рублей (в 2010 году — 697 млн. рублей), а также нарастить пассажиропоток до 338 тыс. человек, в том числе на международных линиях — до 54 тыс. человек. "Рост доходов обусловлен увеличением объемов производства, в том числе по количеству обслуживаемых самолетов, пассажиров, проданного топлива и т. д. У нас увеличивается как количество рейсов, так и их загрузка. Частично на этот показатель повлияет рост внутренних тарифов, например, на коммунальные услуги.