август 2, 2011
Недельной давности заметка в Le Monde (в переводе ИноПрессы) про то, что русские не улыбаются и вообще – мрачные типы, задела меня за живое: "Улыбка в России часто истолковывается как признание собственной слабости или, что еще хуже, как знак, что вы сейчас будете что-то просить. Необходимо помнить: стоит вам показать зубы, в простых москвичах просыпается бдительность… В США на лицах у людей фальшивая вежливость, в России - искренняя ненависть".
Андрей Никитин
Олег Богданов
Как это, не улыбаемся, - возмутился я? Да мы ржем!
А посмотрел вокруг – лица, действительно, мрачноватые. Ну, думаю, пойду на эксперимент – буду неделю ходить по Барнаула и лыбиться. Посмотрим, что из этого выйдет. И вот с 25 по 31 июля я, выходя из дома, начинал себя американизировать – растягивал рот в улыбке и смотрел за реакцией окружающих. Ну, не убьют же меня, в конце концов.
Конечно, большая часть людей просто не обращали на меня внимания – граждане спешили по своим делам, смотрели себя под ноги или витали в собственных мыслях, некогда им на других пялиться.
Но процентов 30, конечно, не могли пропустить моей улыбающейся физиономии. Вот их реакция к концу эксперимента стала предугадываться мною почти абсолютно точно.
Мужчины нервничают и отводят взгляд. Возможно, моя улыбка многим кажется вызовом, а днем в людном месте как-то не хочется лезть в бутылку: "Чо ты скалишься?".
Юноши, наоборот, чаще всего стесняются и видят в улыбке насмешку, поэтому многие нервничают, словно ищут, над какой "расстегнутой ширинкой" он смеется?
Женщины чаще всего смотрят недоумевающее – вот придурок какой-то, но иногда, как мужчины – нервничают и злятся.
Зато милые барышни в большинстве своем отвечают улыбкой… Хотя, некоторые, что повзрослее, уже, эх, ведут себя как тетеньки абзацем выше. Что ж, молодость, она как ветер…
Да. Собственно, улыбающихся людей, действительно, очень мало. Улыбаются у нас только "по поводу". И… не в одиночку. Обычно люди улыбаются в разговоре с кем-то. Пусть даже в разговоре по телефону. Таких как я улыбчивых одиночек встретить довелось всего два раза за неделю эксперимента. Один сидел на лавочке и смотрел на играющих детей, другой медленно прогуливался по Ленинскому и мечтательно смотрел куда-то вверх.
Да, а еще я заметил, что стоит задуматься, как улыбка сползает с лица, оно привычно по-российски каменеет, поэтому приходится заставлять себя улыбаться снова. И еще обнаружил, что мышцы-то у меня на лице не прокачаны: к вечеру физия начинает болеть от улыбки. Теперь-то я понял, почему российские лидеры на фотках с тусняков со своими зарубежными коллегами улыбаются как-то вымученно, а западные главы – скалятся естественней, что ли. Наши-то, не тренированные.
P.S. В качестве иллюстрации колонки был использован один из лучших сверхкоротких фильмов () "Американайзер" .