август 3, 2011
В связи с произошедшей 10 июля катастрофой на теплоходе "Булгария", по поручению президента России, Генеральная прокуратура РФ с участием транспортных прокуроров провела масштабную проверку исполнения законодательства о безопасности на водном транспорте.
Установлено, что обстановка на внутренних водных путях остается сложной. Так, более 700 судов, перевозящих пассажиров, имеют возраст свыше 30 лет. Судовладельцы зачастую безответственно относятся к поддержанию их надлежащего технического состояния и обеспечению безопасности плавания. Повсеместное распространение получили факты судоходства c неукомплектованными экипажами, без разрешительной документации, учета предельной пассажировместимости, необходимых спасательных средств. Перевозка пассажиров, особенно детей, не обеспеченных спасательными средствами, заведомо подвергает опасности их жизнь во время плавания. Об этом сообщается на сайте Генеральной прокуратуры РФ
Так, в Дальневосточном регионе было перевезено 94 ребенка из коррекционного детского дома при наличии лишь 13 детских спасательных жилетов на судне.
Транспортными прокурорами выявлены многочисленные вопиющие нарушения. Выяснилось, что в ходе эксплуатации судов используются не сертифицированное спасательное оборудование, не соответствующие судовым документам двигатели.
В Санкт-Петербурге, республиках Татарстан и Чувашия, Нижегородской области при перевозке пассажиров судовладельцы использовали навигационные приборы с контрафактным программным обеспечением на иностранном языке и др.
Особую обеспокоенность вызывает отсутствие должного государственного контроля в данной сфере.
Установлено, что Речной регистр выдает свидетельства о годности к плаванию судов, не отвечающих установленным требованиям. Имеют место случаи незаконного продления сроков действия классификационных свидетельств пассажирских судов и необоснованного переноса ежегодного переосвидетельствования на более длительный срок. Только после вмешательства органов прокуратуры суда признаны непригодными к плаванию, а ранее выданные свидетельства аннулированы.
Результаты прокурорских проверок свидетельствуют также о том, что деятельность территориальных органов Ространснадзора также не отвечает предъявляемым требованиям.
Неблагополучное положение в сфере обеспечения безопасности на водном транспорте, распространенность нарушений законодательства во многом стали возможными и вследствие недостатков нормативного правового регулирования.
В целях исправления сложившейся ситуации Генеральная прокуратура РФ внесла в адрес руководителей Речного регистра и Ространснадзора представления с требованием обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства при исполнении полномочий в сфере безопасного плавания судов, а министру транспорта РФ – представление с требованием принять конкретные меры к совершенствованию нормативного правового регулирования.
Для устранения выявленных в ходе проверки нарушений транспортными прокурорами внесено более 550 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 800 виновных лиц, в суды направлено около 500 исковых заявлений. Более 20 материалов направлено в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.