Можно ли найти 3,3 млн. долларов на свалке?

ноябрь 9, 2004

Официальные органы опровергают факт обнаружения оружейного плутония в Змеиногорске

Страшилку о ядерном погребе, в котором 12 лет хранился оружейный плутоний, придумал один известный барнаульский журналист. С его легкой руки 29 октября она поселилась в Интернете на сайте Центра рекламных кампаний "Креатика", а оттуда перекочевала в сообщения информационных агентств, печатных и электронных СМИ России. Не обошли новость ни ИТАР-ТАСС, ни НТВ, ни "Аргументы и факты", ни "Российская газета".

Плутониевая "бомба"

С каждым днем информация о том, что житель Змеиногорска сдал милиции припрятанный еще в 1992 году оружейный плутоний, обрастала все более сенсационными "подробностями". Откуда их брали коллеги-журналисты, остается только догадываться. Скорее всего, придумывали сами. По крайней мере никто из сообщивших о происшествии не обращался за комментариями в компетентные органы Алтайского края и г. Змеиногорска.

2 ноября в 11 часов 22 минуты по московскому времени на сайте НТВ появилось следующее сообщение: "Житель алтайского города хранил дома плутоний. Житель алтайского города Змеиногорск сдал в милицию 400 граммов плутония, сообщает телекомпания НТВ со ссылкой на агентство ИТАР-ТАСС. Содержимое восьми контейнеров оценивается в три миллиона 300 тысяч долларов. Леонид Григоров рассчитывал получить вознаграждение. В итоге на него завели уголовное дело за незаконное хранение радиоактивных веществ. Физик-ядерщик работал в лаборатории Змеиногорского горно-обогатительного комбината. В 1992 году предприятие закрыли. По словам Григорова, он нашел металл на свалке. Писал в разные инстанции, но ему не ответили. Поместил плутоний в свинцовую колбу и спрятал в своем гараже. Отнести находку в милицию решил после того, как увидел объявление в газете "Сдай оружие и получи деньги".

Сообщение изобилует массой неточностей (неверно названы имя, образование, место работы человека, о котором идет речь, содержимое контейнера и общее количество сданного им радиоактивного вещества), и уж совсем непонятно, откуда взялась астрономическая цифра его оценки. Но найденные на змеиногорской свалке миллионы долларов подогрели интерес журналистов других столичных СМИ. Вал звонков обрушился на ГОВД Змеиногорска.

- Человек пятнадцать из Москвы за день позвонили, - признался корреспонденту "СК" начальник милиции общественной безопасности Змеиногорска Дмитрий Бойко. - Какую только ерунду не спрашивали! Один говорит: "Правда ли, что вам удалось задержать восемь железнодорожных контейнеров с оружейным плутонием?" Ну да, целую платформу! Они у нас тут так и бегают. Григоров принес свинцовый контейнер диаметром 10 и высотой 20 сантиметров. В нем несколько металлических таблеточек. Мы об этом в отдел ГОЧС сообщили, оттуда - в СЭС. Там произвели замеры, потом в Таловскую геолого-геофизическую партию на хранение передали. Таблетки немного "фонят" на поверхности, а контейнер - нет. Но дело по этому факту мы возбудили.

Главный санитарный врач Змеиногорска Александр Нарожнов подтвердил, что контейнер, принесенный в милицию, не представляет опасности. Таково же мнение начальника Алтайского отдела инспекций радиационной безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Юрия Шалыгина, специалистов краевого центра Госсанэпиднадзора и управления ФСБ.

В Таловской геолого-геофизической партии содержимое контейнера классифицировали как маломощные радиационные источники от лабораторной установки "Гагара", использовавшейся для экспресс-анализа руды: плутоний-238 (не оружейный!) - четыре "таблетки" производства 1988 года, кадмий-109 - три штуки и железо-55 - две штуки производства 1980-1984 годов. Активность плутония - 0,002 - 0,02 кюри, кадмий и железо ею на данный момент не обладают.

- Кюри - это показатель активности одного грамма радия. У грамма плутония с учетом коэффициента пересчета активность примерно такая же, - пояснил Юрий Шалыгин. - Следовательно, в контейнере содержались сотые, а то и тысячные грамма плутония.

Это к вопросу о весе. Следом сам собой отпадает вопрос о цене.

Носить в кармане запрещается!

После окончания следствия злополучный контейнер будет отправлен на утилизацию на новосибирский спецкомбинат "Радон", и история исчерпана. Но, подводя под ней черту, Юрий Шалыгин считает необходимым "потребовать от СМИ опровержения неверной информации, а также расследовать, кому выгодно представлять наш край в виде свалки радиоактивных отходов!".

Желание вполне нормальное. Но ни сам главный "атомный надзирающий края", ни сотрудники отдела радиационной гигиены центра Госсанэпиднадзора не отрицают, что на территории края имеются тысячинеучтенных маломощных источников радиации, использовавшихся в различных приборах. Сделать атомную бомбу из них при всем желании нельзя, но нанести вред здоровью людей при непосредственном соприкосновении с телом можно. А где гарантия, что нашедший радиоактивную "таблетку" ребенок (а то и взрослый) не положит ее в карман, не станет ею играть?

Маломощные источники радиации в нашей стране не подлежат государственному учету и надзору. Неоднократные попытки Юрия Шалыгина провести на этот счет решение через краевой Совет народных депутатов не увенчались успехом, так как оно входит в противоречие с федеральным законодательством.

- За последнее десятилетие мы дважды по инициативе администрации президента и администрации края проводили "радиационную ревизию", отправляли отработавшие срок и бесхозные приборы с маломощными источниками на утилизацию, - говорит руководитель отделения радиационного надзора краевого центра Госсанэпиднадзора Ирина Минина. - Но такая работа должна вестись системно, у нас должно быть основание давать предписания предприятиям и требовать исполнения. В противном случае действительно можно превратиться в радиоактивную свалку.

Так что история исчерпана, а проблема осталась. Над ней думать надо.

Кстати

В Барнауле создается совет общественной безопасности. В него войдут представители правоохранительных органов, политических организаций, ветераны службы безопасности. По замыслу барнаульской администрации новый орган будет в целом отвечать за безопасность жизни горожан, в том числе экологическую.