август 5, 2011
С 1 сентября в крае начинают действовать новые правила работы такси. Недовольные ими собственники барнаульских таксомоторных компаний готовы отстаивать свои позиции с помощью митинга, который прошел 4 августа. Таксисты уверены, что рост расходов им придется переложить на плечи пассажиров.
В России будет, как в Нью-Йорке: все такси одного цвета и с фонарями на крыше.
Олег Богданов
С сентября предпринимателям необходимо будет получить разрешение на каждый автомобиль, который работает в качестве такси. Для этого владельцу автомобиля нужно выполнить ряд условий. Машина должна каждые шесть месяцев проходить техосмотр, иметь "шашечки" на боковых поверхностях кузова и оранжевый фонарь на крыше. Кроме того, рассчитывать стоимость проезда должен таксометр, после чего пассажиру предоставляется чек. Водитель такси должен иметь стаж работы не менее трех лет или общий водительский стаж не менее пяти лет, проходить предрейсовый медосмотр. Все это, по идее, необходимо, чтобы усилить безопасность пассажиров такси. Единственное послабление, которое сделано для таксистов в Алтайском крае, касается цветовой гаммы автомобилей. Единый цвет такси у нас вводиться пока не будет.
Нарушение норм работы такси повлечет штрафные санкции. Кроме того, управление по транспорту, которое и будет заниматься выдачей лицензий, сможет в судебном порядке приостановить или аннулировать разрешение, в том числе по обращению пассажиров.
Необходимость всех перечисленных изменений вызывает скепсис участников рынка. По их подсчетам, 80% такси, задействованных в Барнауле, принадлежат так называемым частникам. Это позволяет экономить на собственном парке полностью или частично и покрывать объем заказов, который не всегда имеет одинаковую интенсивность. По новым правилам привлеченным частникам придется самим регистрироваться в качестве предпринимателей.
"Если им придется платить около 3 тыс. рублей в месяц налогов, то они откажутся от такой формы работы и уйдут ловить пассажиров на улицы. Предполагалось, что закон легализует рынок, но эффект может получиться обратным", – говорит предприниматель Юрий Дедов(такси "Позитив"). "По нашим подсчетам, всего в городе работает 6 тыс. независимых таксистов. Не исключено, что эти люди лишатся работы, поскольку не для всех она является основной", – добавляет Вадим Сельцов,коммерческий директор компании "Аллюр" (такси "Звезда", "Победа", "Молодежное").
Смущают предпринимателей также излишние расходы на установку таксометров, которые, по их словам, создадут лишние сложности. "Компании в этих приборах не нуждаются. У большей части такси установлена фиксированная цена проезда в среднем 100 рублей. Специальная программа тоже позволяет исключить возможность воздействия водителя на цену, поскольку клиент получает эту информацию от диспетчера еще до того, как сел в машину. Таксометр же позволяет водителю влиять на цену поездки", – комментирует Вадим Сельцов. Собеседник не исключает абсурдную ситуацию, когда такси формально оборудуют таксометрами, но использоваться они не будут.
Есть у предпринимателей и другие претензии. Так, Андрей Деулин("Такси-Сити" и "Такси-Мерси") не понимает, придется ли ему обклеивать "шашечками" и снабжать фонарями часть автопарка, которая занимается обслуживанием корпоративных клиентов. "Недавно нам поступил заказ на перевозку руководства одной компании машинами представительского класса. Как я могу купить такую машину и обклеить ее "шашечками"? Бывает, что автомобили заказывают на свадьбу, – это тоже будет выглядеть нелепо. Я не знаю, как станут поступать с заказными лимузинами, ведь их тоже фрахтуют по часам", – сказал Андрей Деулин.
Предприниматели не скрывают, что им удастся найти тот или иной выход из сложившейся ситуации, однако дополнительные затраты они переложат на плечи пассажиров. По подсчетам предпринимателей, средняя цена проезда в такси увеличится с нынешних 100 рублей до 300 рублей.
– Рынок откатится на 10 лет назад, когда заказать такси по телефону стоило дороже, чем поймать частника, – резюмировал Юрий Дедов.
Местные диспетчерские службы
Такие компании заключают договоры с водителями, собственниками (арендаторами) автомобилей. Водители могут работать здесь как на постоянной основе, так и время от времени. Такая схема наиболее распространена и используется как в крупных, так и в небольших городах.
Федеральные диспетчерские службы
Все заявки стекаются в единый диспетчерский центр и распределяются между водителями в разных городах. Собственники автомобилей платят за это взносы диспетчерскому центру.
Автопарк
Такие компании имеют несколько десятков собственных или арендованных автомашин. Зачастую они могут оборудовать и диспетчерскую. Этот тип такси менее развит из-за высоких затрат на содержание, обновление автопарка.
"Бомбилы" или "бордюрщики"
Не имеют договора с диспетчерской службой, а пассажиров ищут на улице.
Источники: компании, занимающиеся перевозками с помощью такси в Барнауле.
Сейчас обсуждаются соглашения между субъектами Федерации, в соответствии с которыми наши таксисты смогут ездить, к примеру, по территории Республики Алтай, и наоборот. На территории Алтайского края наши такси могут ездить свободно. Однако по разрешению, выданному, например, в Республике Алтай, такси не может вести постоянную деятельность в Алтайском крае.
10 - 15 тыс. автомобилей такси насчитывается в Алтайском крае, по расчетам краевого управления по транспорту, дорожному хозяйству и связи.