Откуда деньги – ваше личное дело

ноябрь 15, 2004

Какие вопросы не имеют права задавать сотрудники банка?

Хамство в банке? Не может быть. Именно так думала читательница «СК», открывая вклад в одном из банковских филиалов, работающих в Барнауле. И все же недавно она столкнулась, по ее мнению, именно с хамством, пусть даже и с «вежливым». Она обратилась в редакцию с просьбой узнать, какие вопросы вправе задавать клиенту работник банка.

В банке, где у нашей читательницы был вклад, служащая задала вопрос: «Откуда у вас столько денег?» На заявление о том, что клиент желает снять со своего вклада чуть больше десяти тысяч рублей, девушка в окошке спросила: «А зачем вам столько денег?» А затем объяснила: «О том, что вы хотите снять со счета деньги, вы должны были предупредить банк заранее». Вот как эту ситуацию прокомментировали специалисты.

Галина Тимошенко, председатель Барнаульского городского общества потребителей:

- Здесь просматривается три нарушения. Первое – оператор вслух задала вопрос о сумме. Это косвенное нарушение существующего в законодательстве положения о тайне вклада. Хорошо, что рядом с клиентом банка никого не было. Второе – форма вопроса некорректна. Вопросы «зачем вам деньги?» или «откуда они у вас?» ущемляют человеческое достоинство. Правда, если потребитель (в данный момент вкладчик) захочет отстоять свои честь и достоинство в судебном порядке, это трудно будет доказать. Что касается заблаговременного заказа денег в банке, то это, возможно, записано во внутренних правилах банка. Не исключено, что в договоре вкладчика с банком был прописан пункт о том, что если снимаемая сумма превышает 10 тысяч рублей, нужно предупредить банк заранее. И все-таки возникают подозрения: кредитоспособен ли этот банк, если даже о такой небольшой сумме, как 10 тысяч рублей, его нужно предупреждать заранее?

Владимир Мацепуло, заведующий отделом по защите прав потребителей администрации Барнаула:

- Все произошедшее можно охарактеризовать одним словосочетанием - «праздное любопытство», которое не только неуместно, но и некорректно. Сумма вклада и количество денег, которые клиент банка хочет снять со счета, - это личное дело клиента, и ни перед кем отчитываться он не должен. Конечно, здесь можно «подключить» нарушение статьи о защите чести и достоинства (статья 23 Конституции РФ), но в нашей стране она практически не работает. Мой совет: если вы чувствуете, что сотрудник банка обращается с вами некорректно, пожалуйтесь начальнику данного отдела или управляющему кредитным учреждением. Не откладывайте это на потом, а тут же попросите работника банка пригласить его непосредственное начальство.

Справка «СК»

Гражданский кодекс РФ. Статья 837, ч. 2. «По договору банковского вклада любого вида банк обязан выдать сумму вклада или ее часть по первому требованию вкладчика, за исключением вкладов, внесенных юридическими лицами на иных условиях возврата, предусмотренных договором. Условие договора об отказе гражданина от права на получение вклада по первому требованию ничтожно».

Статья 857. Банковская тайна.

Ч. 3. «В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков».