август 8, 2011
"Росагролизинг" подал иск на 143,4 млн рублей к алтайскому кооперативу "Юнона", который ранее пожаловался на госкомпанию министру сельского хозяйства Елене Скрынник. Аграрии обвиняют "Росагролизинг" в затягивании процедуры передачи лизинговой техники и ее двойном распределении. А госкомпания в свою очередь утверждает, что кооператив, у которого техника была на хранении, незаконно передал ее третьим лицам.
По словам представителя госкомпании Сергея Селиванова, поводом для подачи иска послужили грубые нарушения договора ответственного хранения техники со стороны "Юноны". Как рассказал Селиванов, в июне текущего года Генпрокуратура проверила, как соблюдаются права сельхозпроизводителей Алтайского края, в том числе в рамках программы по реализации сельхозтехники за 50% ее стоимости. Соответствующее постановление правительство РФ выпустило 24 марта 2011 года.
"В ходе этой проверки было выявлено, что имущество "Росагролизинга", переданное по договору ответственного хранения "Юноне", было несанкционированно использовано третьими лицами без получения согласия собственника", - рассказал Селиванов. Он утверждает, что по условиям договора ответственного хранения убытки по утрате, недостаче или повреждению сельхозтехники возмещаются в размере суммы, на которую понизилась ее стоимость. "Для определения убытков вследствие неправомерной эксплуатации техники "Росагролизинг" привлекал независимого оценщика, и по результатам был составлен отчет. Были доказаны убытки в размере исковой суммы", - заявил Селиванов.
О судебных претензиях "Росагролизинга" председатель кооператива "Юнона" Людмила Комарова узнала от корреспондента РБК daily, - . Она утверждает, что независимой оценки ущерба не проводилось, и считает, что претензии сильно завышены. Комарова рассказала, что в 2009 году госкомпания под заявки местных хозяйств в лизинг отгрузила кооперативу сельхозтехнику на ответственное хранение. Однако в том году в крае был получен хороший урожай, цены на сельскохозяйственное сырье резко упали, и хозяйства отказались от техники.
Год спустя "Юноне" удалось через свою структуру ООО "Агро С+" (оператор "Росагролизинга" на Алтае) оформить технику в лизинг. "Мы оформили обеспечение и передали сельхозтехнику хозяйствам под заявки по договорам ответственного хранения и сублизинга", - говорит г-жа Комарова. Однако в 2010 году, после перехода главы "Росагролизинга" Елены Скрынник на должность министра сельского хозяйства, в госкомпании существенно замедлилась процедура оформления документов, и эта техника попала на распродажу.
"В этом году все наши хозяйства подали заявки в Главное управление сельского хозяйства при администрации края на выкуп сельхозтехники, реализуемой в соответствии с мартовским решением правительства за полцены", - рассказала глава кооператива. Однако, по ее словам, алтайская краевая администрация вторично перераспределила 67 из 99 единиц в другие хозяйства, а "Росагролизинг" подписал соответствующие документы. В итоге в крае началась крестьянская война, - сказала Комарова.
"Юнона" обращалась к председателю правительства Владимиру Путину, первому вице-премьеру Виктору Зубкову, министру сельского хозяйства Елене Скрынник, спикеру Госдумы Борису Грызлову. "Нам заявили, что вопрос взят на контроль, и пообещали решить проблему и защитить фермеров. Но наши обращения привели только к ускорению процедуры передачи сельхозтехники вторичным покупателям". В свою очередь вторичные покупатели начали инициировать судебные дела, в том числе и уголовные, и обвинять фермеров в краже техники.
Алтайские фермеры накануне майских праздников приезжали в Москву на пикет у крыльца "Росагролизинга". "После этого мне позвонили из госкомпании, попросили привезти документы и пообещали решить вопрос. Также они запросили письмо губернатора Алтайского края со списком перераспределения, но губернатор нас не принял. Администрация Алтайского края игнорирует все наши обращения и документы и продолжает перераспределение техники", - рассказала Комарова.
Глава кооператива также неоднократно пыталась попасть на прием к гендиректору "Росагролизинга" Валерию Назарову, но ей было отказано во встречах. По словам Комаровой, две недели назад в Алтайский край из Москвы неожиданно приехал представитель "Росагролизинга" и в ультимативной форме потребовал передать технику вторичным покупателям. Как оказалось, в июле текущего года госкомпания в одностороннем порядке задним числом расторгла договоры лизинга со структурой "Юноны".
"Действия "Юноны" нанесли "Росагролизингу" значительный ущерб, и мы посчитали необходимым расторгнуть договор хранения. Договор позволяет нам это делать", — утверждает Селиванов.