Проект краевого бюджета на 2005 год: администрация обещает повышение зарплаты и целую обойму реформ

ноябрь 16, 2004

Неделю назад администрация края передала на рассмотрение и утверждение в краевой Совет народных депутатов проект бюджета на 2005 год. Одновременно губернатором Михаилом Евдокимовым были сделаны заявления о том, что проект "содержит реальные механизмы роста оплаты труда" и что от его принятия будет зависеть повышение зарплаты работников всех отраслей Алтайского края. На чем основаны эти оптимистичные утверждения и что представляет собой новый финансовый план?

В ногу со временем

"До сих пор отсутствие стимулов и действенных механизмов поддержки реального сектора экономики в крае сдерживало процесс выведения бизнеса из тени, повышение заработной платы работникам, не способствовало увеличению поступления налогов в бюджет", – заявил недавно, озвучивая планы администрации в отношении бюджетной политики, заместитель губернатора Сергей Тен. По его же словам, приоритетным направлением новой бюджетной политики станет "поддержка реального сектора экономики". Но это лишь частность. А общее – курс на рост конкурентоспособности края, который будет реализовываться за счет ряда реформ – социальных, финансовых, административных… Плюс к этому - формирование "пакета управленческих технологий нового поколения". Теперь остается надеяться и ждать: во-первых, что все эти эффективные механизмы и технологии у администрации действительно есть, а во-вторых, что она не замедлит их обнародовать. Однако пока этого не произошло.

Вообще, в проекте бюджета и пояснительных документах к нему новшеств заявлено предостаточно. Правда, фразами о "среднем и долгосрочном планировании", "новой бюджетной классификации", "межотраслевом и проектном планировании" сегодня в обязательном порядке пестрят проекты бюджетов если не всех субъектов Федерации, то уж тех, что во многом существуют за счет трансфертов, дотаций и субвенций – точно. Это нормально – страна-то одна, и реформы те же, и без цитат и перепевов Бюджетного послания президента и других целеуказующих документов не обойтись. Другое дело - свои, авторские разработки – они в проекте бюджета тоже заявлены.

Проживем на свои?

Согласно проекту бюджет-2005 существенно "поправится" в доходной части, причем за счет собственных доходов. А вот объем финансовой помощи из федерального центра в сравнении с 2004 годом останется почти таким же. Нагрузка же на расходную часть значительно возрастет: на финансирование из краевого бюджета перейдут начальные и средние профессиональные учреждения, специализированная медицинская помощь, учреждения социального обеспечения и противопожарная служба. Плюс детские пособия, плюс финансирование монетизации льгот… При этом предлагаемый на рассмотрение проект – бездефицитный, расходная часть равна доходной. И это правильно для проекта, у которого впереди три депутатских чтения: предлагать к рассмотрению вариант, предусматривающий дефицит – так делают только совсем закоренелые реалисты. По мнению разработчиков, собственных заработков края не просто должно хватить – они вдобавок, как это сейчас модно, называют свой проект "социально ориентированным".

Откуда возьмутся дополнительные доходы? Часть, по расчетам авторов проекта, должно дать законодательное повышение на полпроцента ставки налога на прибыль (17,5% против 17 в 2004 году). Также запланировано повышение доходов за счет акцизов на алкоголь и нефтепродукты, тем более что с 1 января в результате изменений в Бюджетном кодексе РФ источниками краевого бюджета становятся акцизы на пиво, вино и спиртосодержащую продукцию. Это, согласно проекту обещает пополнить казну еще почти на 180 миллионов.

Ну и основной пункт, на котором стоит остановиться подробнее, – налог на доходы физических лиц (подоходный), сумма поступлений от которого в бюджет края определена в 3 миллиарда 674 с лишком миллиона рублей (против 1 миллиарда 926 миллионов в 2004 году). Это исходя, как сказано в пояснительной записке к проекту бюджета, "из прогнозируемого фонда оплаты труда, численности занятого населения и реальной оценки налогооблагаемой базы".

И, надо полагать, из оптимизма авторов, основанного на последних многократно озвученных обещаниях администрации во главе с губернатором довести среднюю зарплату в крае с четырех до шести тысяч рублей. Впрочем, что здесь первично: прогноз ли роста фонда зарплаты, заявление ли губернатора, – не суть важно. И то, и другое, исходя из декларируемых нововведений, зиждется на заложенных в бюджет механизмах, стимулирующих работодателей на повышение зарплаты работникам. Механизмы эти, по сути, и есть главная отличительная особенность нового бюджета.Они наверняка вызовут во время обсуждения и утверждения немало вопросов.

Миллиард на стимуляцию

На сегодняшний день механизмы обеспечения роста в крае зарплаты как в изложении вице-губернатора (и, видимо, главного их создателя) Сергея Тена, так и в пояснительных документах к проекту бюджета представлены весьма схематично. Согласно статье 12 проекта субсидии предприятиям реального сектора экономики (на которые предполагается потратить немногим больше миллиарда рублей) предоставляются "с учетом уровня оплаты труда в отрасли и на предприятии, получающем субсидию".

То есть краевой бюджет станет компенсировать предприятиям энергозатраты, налог на имущество, процентные ставки по кредитам. Но помощь будет оказываться, конечно же, избирательно. "Только те предприятия, которые выводят зарплату из тени, направляют средства на перевооружение производства, создают новые рабочие места с высокой заработной платой, получат поддержку из краевого бюджета" – заявил Тен. Наверняка у него есть и детальный план обещанной стимуляции, но вот достаточно ли будет потратить на нее заложенного в проект миллиарда, а главное, каков ожидаемый эффект от подобных мероприятий и как именно они будут осуществляться – эти вопросы пока остаются без ответа. Будем надеяться, недолго. Рассматривать проект бюджета в первом чтении депутаты крайсовета будут 24 ноября.

Комментарий

Борис Ларин, заместитель председателя краевого Совета народных депутатов:

- То, что поддерживать реальный сектор экономики необходимо, – это аксиома. Но любая поддержка, осуществляемая за счет средств бюджета, должна оборачиваться эффективностью пополнения доходной части этого бюджета. Ясно, что повышение зарплаты, вывод ее из тени принесут дополнительные налоговые поступления. Но в каком объеме? Проект бюджета не отвечает на этот вопрос. Конечно, мы должны поддерживать любые стремления легализовать и повысить зарплату в Алтайском крае, другое дело, что представленный проект бюджета пока не содержит механизма реализации этих идей.

Мы не видим, кому, как, на каких условиях, в каких объемах будет предоставлена поддержка. Более того, я считаю противоречащим бюджетному законодательству такой подход, когда отдельной строкой в бюджете указаны средства на это и некая комиссия, пусть даже образованная согласно нормативным актам главы администрации края и Крайсовета, будет самостоятельно определять расходование этих средств.

Что же касается проекта бюджета в общем, серьезных улучшений социально-экономической ситуации в крае ожидать не приходится. Этот бюджет – на уровне бюджетов последних лет. Не очень, наверное, хорошая формулировка "бюджет выживания", но… это "бюджет существования", так его можно назвать. По большому счету мало что меняется, разве что появляются дополнительные трудности, связанные с изменениями в федеральном законодательстве.

Наиболее существенно они скажутся на исполнении бюджетов муниципальных образований. Из этих расчетов очевидно, что минимальная потребность городов и районов, подчеркиваю, минимальная, закрывается не более чем на 70 процентов. Это означает, что в бюджетах городов и районов будет по-прежнему средств только на зарплату и расходы по ЖКХ с учетом роста тарифов…

Иван ВЛАСОВ.

Основные параметры бюджета Алтайского края, тысяч рублей

2004 год

2004 год

2005 год (проект)

Доходы

16335861

14439794

19659581

Собственные доходы

5243321

4776409

8254585

Средства из федерального бюджета

11089540

9644344

11404996

Расходы

16992754

14099831

19665581

Из них

Образование

417105

352999

1029920

Здравоохранение и спорт

1127501

927462

2633699

Социальная политика

1136952

956094

1235609

Культура, кинематография

132449

106115

126979

СМИ

33115

27626

44170

Финансовая помощь бюджетам других уровней

9635918

9386982