ноябрь 25, 2004
Ноябрь - жаркая пора для краевых и местных властей. Они распределяют бюджетные деньги. Своими впечатлениями по поводу этого процесса делится вице-мэр Барнаула Юрий Петров.
Будем жить по-новому
- Юрий Михайлович, депутаты краевого Совета провели так называемое нулевое чтение краевого бюджета на следующий год. Многим проект финансового плана региона не понравился. Видимо, и у мэрии Барнаула есть к нему претензии?
- Формирование бюджета проходило по-новому, с учетом недавно принятых Госдумой законов об общих принципах организации исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Консолидированный бюджет следующего года предполагается увеличить почти на 2,5 млрд. руб. по сравнению с нынешним. При этом доходы местных бюджетов снижаются, в том числе и в Барнауле. Новые правила сбора налогов не позволят нам привлечь в бюджет необходимый на следующий год минимум в 5,5 млрд. рублей. Мы соберем на миллиард меньше, чем даже в этом году. А ведь у городской администрации накопились с прошлых лет финансовые обязательства перед кредиторами в сумме 1,3 млрд. руб., не считая пени и штрафов.
Нас сильно волнует, что в краевом и соответственно в городском бюджетах закладываются небольшие суммы по статье "капитальные затраты". А это значит, что мы не сможем в ранее запланированных объемах продолжать строительство и привлечь дополнительные ресурсы из федеральной казны. Не надо забывать, что Москва дает деньги при условии софинансирования проекта из местного и регионального бюджетов.
По нашим прогнозам, жилищная инфраструктура города будет испытывать дефицит средств. Городской администрации не хватает денег на расчеты с энергетиками за ремонт сетей и коммунального хозяйства, на капитальный ремонт жилого фонда.
Замкнутый круг
- Но ведь есть же какие-то резервы. Например, недоимка по налогам в городской бюджет традиционно колеблется в районе 100 млн. рублей. Может быть, налоговой службе необходимо получше поработать над ее сокращением?
- "Дебиторка" на 70 процентов складывается из долгов муниципальных предприятий. МУПы не имеют возможности вовремя платить налоги из-за недофинансирования их из бюджета. Получается замкнутый круг, разорвать который очень сложно. Поэтому барнаульская администрация должна найти такие механизмы финансирования МУПов, которые обеспечат устойчивую работу всех систем городского хозяйства.
Не дожидаясь 2006 года, когда, согласно законодательству, должна пройти приватизация МУПов, мы уже начали эту работу.
- Предполагается, что в результате нагрузка на местный бюджет уменьшится?
- На первый взгляд, да. Но если посмотреть глубже, то механизмы, заложенные государством в концепцию реформирования ЖКХ, не способствуют снижению затрат и соответственно тарифов. А наша задача - в условиях законодательной ограниченности найти механизмы, минимизирующие затраты. На данном этапе этому может способствовать применение новых технологий.
Конечно, мы надеемся, что принимаемый в ближайшее время парламентом страны пакет законов по ЖКХ откроет частному капиталу дорогу в эту сферу. Жилищно-коммунальная сфера привлекательна тем, что участники этого рынка имеют гарантированный объем работ. Но меня настораживает то, что мы никак не можем уйти от монополизма. Как ни крути, производство тепла и электроэнергии зависит от крупных производителей. И еще. Вкладывать средства в модернизацию ЖКХ бизнесмены не будут, если полученный при этом экономический эффект местная власть направят на снижение тарифов.
Все станет ясно через год
- С нового года население будет полностью оплачивать коммунальные услуги. Получат ли молоимущие обещанные субсидии?
- Деньги на адресную помощь малообеспеченным гражданам заложены в краевом бюджете. При обращении барнаульцев в собес субсидии им будут выплачиваться через персонифицированные счета. Но хватит ли этих денег на всех нуждающихся, будет ясно через год.
- Городу не хватает для нормальной жизни двух миллиардов рублей. Собирается ли мэрия добиваться от крайфинкомитета сокращения дефицита?
- Создана совместная рабочая группа, которая отрабатывает параметры городского бюджета по всем направлениям. Но мало только требовать от краевых властей. Надо и самим заниматься пополнением доходной базы. Не секрет, что потенциал ее выше, чем в других городах края. Например, можно было бы повысить собираемость налога на доходы физических лиц, если бы зарплату окончательно вывести из тени.
- На ваш взгляд, последние предложения вице-губернатора Сергея Тена этому способствуют? Он же обещает поддержку из краевого бюджета предприятиям, на которых существенно повысят зарплату.
- Да, идея хорошая и должна способствовать развитию производства, применению эффективных технологий, созданию рабочих мест. Но реальный эффект будет зависеть от инструментов, которыми воспользуется краевая администрация.
Евгений ШУМИЛОВ.
На какие цели не хватит Барнаулу денег в 2005 году
(исходя из существующего проекта краевого бюджета)
На повышение зарплаты работникам бюджетной сферы -168,1 млн. руб.
На погашение:
- кредитов, взятых в 2004 году, - 200 млн. руб.
- задолженности бюджета с учетом пени и штрафов - 2210 млн. руб.
- задолженности транспортникам по Закону "О ветеранах" - 213,3 млн. руб.,
а по Закону "О социальной защите инвалидов" - 195,5 млн. руб.
- задолженности за поставку льготных услуг предприятиям
ЖКХ по закону "О ветеранах" - 115,5 млн. руб.
- задолженности перед "Алтайэнерго" - 319 млн. руб.
На ремонтные работы на бесхозяйных водопроводных и тепловых сетях - 100 млн. руб.
На реализацию программы "Реконструкция и расширение систем водоснабжения и водоотведения Барнаула" в 2005 году - 110 млн. руб.
На капремонт жилищного фонда (без учета задолженности подрядчикам) - 334,2 млн. руб.
На дополнительные ассигнования по жилищно-коммунальным услугами при сохранении существующего уровня оплаты (70%) - 1066 млн. руб.