ноябрь 23, 2004
Частные инвесторы намерены в ближайшие полгода приступить к сооружению ГЭС в Горном Алтае. В организационно-финансовом плане проект покорения Катуни, разрабатывавшийся и обсуждавшийся на протяжении сорока лет, еще никогда не был так близок к реализации. Доходы республики от эксплуатации ГЭС составят 300 миллионов рублей в год. А что думают люди, ради которых все это затевается? Проехав по прикатунским селам Чемальского района, корреспондент "СК" убедился: с желанием и надеждой местных жителей зажить светло, тепло, богато и счастливо соседствует тревога, не будет ли хуже - и природе, и людям.
Александр Бардин, предводитель алтайского рода кара-майман :
- О ГЭС мы говорим уже порядка 50 лет. Все говорим, говорим, а ведь экономическое положение у нашей республики тяжелое. У нас самая дорогая электроэнергия в Сибири. Дальше будет еще дороже. Поэтому хватит говорить, пора строить. Мне 73 года, по специальности я инженер-механик, в общей сложности 30 лет проработал директором совхоза. В 1989 году был в составе делегации, изучавшей опыт строительства горных гидроэлектростанций в Канаде. Там север, тундра, 12 громадных агрегатов вырабатывают электроэнергию и передают на 11 тысяч километров в Южную Америку. Но там громадное затопление, и местные племена не едят рыбу из-за повышенного содержания в воде ртути. Я пришел к выводу, что гигантская ГЭС с плотиной в 180-190 метров моему народу не нужна, и до сих пор придерживаюсь этого мнения. Плотина должна быть в пределах 40-50 метров.
Любовь Еманова, жительница Чемала :
- Я категорически против строительства ГЭС в связи с изменением климата и разрушением экологии Горного Алтая. Экономику республики надо поднимать, но мы привлекаем сюда большое число туристов и гостей только благодаря уникальности своей природы. Катунь в переводе с тюркского имеет два значения: твердыня (скала) и женщина. А женщина всегда переменчива. Мы живем в долине, вокруг которой скалы. Можно предположить, что именно они определяли прежнее русло реки. Потом она обмелела, усохла, но в любое время может подняться, потому что это природа. Никто не может гарантировать безнаказанность вмешательства человека в природу. И потом знаете, как у нас строят: там украдут, там недоложат, вот и прорвет плотину.
Василий Торчуков, председатель производственно-сельскохозяйственного кооператива "Амаду" ("Мечта") из Еланды:
- ГЭС нужна. Она даст электроэнергию во все села. Там, где будет электроэнергия, там будут и водопровод, и механизация производства, и дополнительные рабочие места. Чемальский район полностью электрифицирован, но энергии не хватает и для бытовых, и для производственных целей. Мне сварку не позволяют подключать. У младшего брата в середине деревни напряжение выше, там и пользуемся в одном месте. Линии-времянки по улицам проброшены, потому так и получается. А вообще, свет-то у нас откуда? Экспедиция КатуньГЭСстроя провела в 60-х-70-х годах. До этого дизелями обходились. Про экологию я так думаю: водохранилище нам больше поможет, чем навредит. Люди только сегодняшним днем выгоду меряют, а не завтрашним. Сейчас здесь засуха. Вода почти полностью ушла, потому что лес вырубили. А вокруг рукотворного озера можно будет компактно строить пляжи, туристические объекты.
Надежда Кучинова, глава крестьянского хозяйства (с. Ороктой):
- Климат изменится однозначно. Мост затопят, а рядом моя земля. Говорят, новый мост построят выше, в устье Ороктоя, в районе старой паромной переправы. А дороги? В такую даль объезжать придется, чтобы в район съездить! На наши села никто внимания не обращает. Не верю я, что вдоль водохранилища построят новую дорогу.
Владимир Анаков, глава администрации села Куюс:
- Люди волнуются. Им жалко природу, они боятся с началом строительства остаться без дорог и без света. И я как глава администрации не могу ничего определенного сказать, потому что сам не видел документального подтверждения опережающего строительства новых дорог и электролиний.
В принципе ГЭС нам нужна. Но должны быть учтены интересы местного населения. И должна быть конкретная, правдивая информация, чтобы не получилось так, что сегодня говорят: плотина будет 50 метров, а завтра придут, скажут: надо до 180 метров достраивать. И мы окажемся заложниками, потому что уже сказали "да" на первом этапе строительства. Если имеет юридическую силу договор заказчика с местным населением, его надо заключить с каждый селом. Тогда будет гарантия, и люди поверят, что их не обманут.
Народ в обиду не дадим
Родион Букачаков, глава администрации Чемальского района:
- Под затопление попадает часть земель, примыкающих к трем прикатунским селам: Еланда, Ороктой, Эдиган, в том числе фермерские сельхозугодья общей площадью 540 гектаров. В этих селах мы провели сходы граждан, пообещали фермерам предоставить равноценные участки за счет районного фонда перераспределения земель. Решение сходов однозначно: ГЭС необходимо строить. Но в то же время люди задают вопросы, требуют, чтобы с началом строительства не были ущемлены их интересы в проезде, снабжении электроэнергией, доставке продуктов питания и т. д. Масса социальных вопросов, которые не должны решаться хуже, чем это происходит сейчас. Мы в свою очередь эти условия довели до заказчика строительства - дирекции ОАО "Горно-Алтайская ГЭС". Вопрос стоит так: ни на одну секунду связь этих деревень с миром не должна прерываться. Потери сельхозугодий должны быть возмещены районному бюджету суммой 65 млн. рублей. Плюс заказчик, управляющая компания и подрядчики, которые будут участвовать в тендере на строительство ГЭС, должны быть зарегистрированы на территории нашего района и платить налоги в наш бюджет.
При рассмотрении материалов обоснования инвестиций в строительство гидроэлектростанции мы записали как особое мнение в акт Государственной экспертной комиссии условие, предусматривающее отпуск электроэнергии для жителей нашего района по себестоимости, и вытекающий из этого выкуп существующих линий электропередачи у их нынешнего собственника ОАО "Алтайэнерго". В этом случае у нас и население будет в привилегированном положении, и наши бюджетные организации, учреждения, предприятия, выполняющие социальный пакет услуг и создающие рабочие места. Одновременно это будет способствовать инвестиционной привлекательности района. Изменение климата, которое предрекают противники строительства ГЭС, по расчетам ученых, никак не отразится на курортно-туристической зоне (Чемал, Усть-Сема). А вот если потеплеет и повысится влажность в Еланде, Ороктое, Эдигане, это будет только способствовать развитию сельского хозяйства и туризма в этих местах.
Одним словом, если все сказанное реализуется, дивидендов будет больше, чем отрицательных моментов. Мы будем жестко контролировать. И если достигнутые договоренности будут нарушаться, администрация района сама будет готова поднять народ против строительства ГЭС.