Сергей Алексашенко: "Нефтяные доходы потратят на оборону"

август 23, 2011

Институт "Центр развития" при ГУ ВШЭ под руководством известного отечественного экономиста подготовил краткий анализ изменений бюджетной политики в России, которые вступят в силу с 2012 года. Эксперт подчеркивает, что Минфин, вероятно, с подачи премьер-министра увеличивает расходы на силовой блок и социалку.

Сергей Алексашенко,
экономист:

Министерство финансов представило публике обширный и достаточно проработанный документ по структуре доходов и расходов федерального бюджета на ближайшие три года. Отметим некоторые важные особенности основных направлений бюджетной политики.

Для начала — переход на бюджет, предусмотренный программой Минфина по повышению эффективности бюджетных расходов на 2012 год, откладывается по крайне мере на год. Вероятно, это неплохо. Далее, на ближайшие три года предусматривается дальнейшая консолидация доходов и расходов бюджетной системы в федеральном бюджете. С 2012 года федеральный центр забирает себе у регионов полномочия по финансированию полиции, передает свою долю расходов на среднее специальное образование, содействие занятости населению и расходы по дезинфекции. Обмен явно неравноценный. Так, в 2010 году регионы потратили на содержание органов внутренних дел 177 млрд. рублей, а федеральный центр на среднее специальное образование — только 32 млрд. рублей. Для частичной компенсации роста расходных обязательств в федеральный бюджет будет направлено 60% акцизов на алкоголь (если ориентироваться на 2010 год, то дополнительные доходы составят около 40 млрд. рублей).

Консолидация доходов и расходов, как это принято в России, совпала с оптимизацией расходных полномочий между федеральным центром и регионами. О росте расходов на оборону и органы правопорядка мы уже говорили. Сегодня понятно, что простым урезанием других расходов это "чудище" не накормить и власть продолжает свое движение по пути повышения налоговой нагрузки. На 2012 год предусмотрены рост НДПИ для "Газпрома", отмена некоторых нефтяных льгот и осторожное повышение акцизов на табачные изделия (более существенные повышения этих акцизов предусмотрены на 2013–2014 годы). На "после выборов" Минфин отложил и повышение акцизов на крепкий алкоголь.

Конечно, самое интересное — это структура расходов. В тексте недавнего Бюджетного послания президента можно найти много приоритетов по расходам. Однако понятно, что невозможно заниматься всем сразу. В ближайшие три года нашим реальным приоритетом будет укрепление обороны и безопасности. В структуре расходов федерального бюджета к 2014 году доля этих двух разделов возрастает с 25,1 до 33,2% (эффект передачи полномочий по финансированию полиции действует только в 2012 году). Теперь посмотрим, за счет чего мобилизованы финансовые ресурсы на эту благую цель. Расходы на управление снизить очень сложно, ведь не могут управленцы ужать расходы сами на себя. Расходы на социальную политику также неригидны. Пенсии необходимо постоянно индексировать и вообще увеличивать, число пенсионеров растет, и ничего с этим не поделаешь. В общем, единственное, что остается, — это сократить ассигнования на образование со здравоохранением и физкультурой, на науку с культурой и на поддержку экономики и регионов.

Россия чрезвычайно мало по сравнению со странами ОЭСР тратит на здравоохранение, совершенно не соответствуют потребностям страны расходы на физкультуру и спорт, если не включать сюда финансирование помпезных мероприятий типа Олимпиады в Сочи и чемпионата мира по футболу. Неизбежное в этой ситуации ухудшение качества человеческого капитала ставит под сомнение перспективы долгосрочного экономического роста в стране, но в сложившейся парадигме государственного управления никакого значения это иметь не будет.

В общем, с учетом того, что расходы на военную технику не сильно увеличивают стоимость основных производственных фондов, можно утверждать, что бюджетная политика на ближайшие три года не ориентирована на увеличение физического и человеческого капитала. Нефтяные доходы вновь предлагается потратить преимущественно на оборону, безопасность, дорогостоящие мероприятия и дорогие в самом прямом смысле инновации. Стоит ли ради этого повышать налоговую нагрузку?

Структура расходов федерального бюджета (в %)

Расходыгод

2011

2012

2013

2014

 

Закон

Проект

Проект

Проект

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

Управление

11,1

10,1

10,0

10,0

Силовой блок

25,1

29,0

31,5

33,2

Социальная политика

28,6

31,1

30,5

28,9

Человеческий капитал

10,4

9,7

8,1

7,1

Поддержка экономики и регионов

24,3

19,6

16,9

15,5

Источник: Минфин РФ, расчеты Центра развития.