Почему дорожает бензин?

август 24, 2011

Этот вопрос наверняка задавали себе не только владельцы автомобилей, но и все, чей бизнес или повседневная жизнь связана с транспортом.

Обычно систематическое удорожание топлива связывают только с неуемными аппетитами олигархов. Но только ли этим объясняется повышение цен на бензин? Давайте разберемся с фактами и факторами.

Факт…

По официальным данным Алтайкрайстата, общая инфляция с января по июль составила в крае 4,4%. Нефтепродукты, согласно отчетам ведомства, подорожали за это время на 8,3%. Однако оперируя реальными цифрами, а не "средней температурой по больнице", мы легко посчитаем, что цена А92 с начала года увеличилась почти на 20% (с 18,5–19,5 руб./л до 23 руб./л), что значительно превышает темпы общей инфляции.

…и фактор

По данным аналитического издания "РБК", в 2011 году произошел резкий рост налогов в сфере нефтепереработки: так, акцизы на бензин с начала этого года увеличились на 30–50%. Также возросла и доля налога НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) в общем объеме себестоимости топлива. Эти изменения, утвержденные на законодательном уровне, вынудили представителей ведущих нефтегазовых компаний поднять отпускные цены на внутреннем рынке.

Татьяна Афанасьева,
заместитель директора по экономике и финансам компании ОАО "НК „Роснефть” – Алтайнефтепродукт":

По факту именно повысившаяся с начала года отпускная цена бензина, который мы закупаем на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), и спровоцировала повышение стоимости топлива в рознице. Мы продавцы, и хотя и входим в структуру ВИНК (см. "Цифры и факты"), отличаемся от так называемых независимых операторов лишь тем, что имеем долгосрочные контракты с НПЗ. В остальном наш бизнес функционирует по общим законам, главные из которых – независимость и рентабельность. Конечно, свое негативное влияние на ситуацию оказала и активность трейдеров, сыгравших на скачке цен и способствовавших майскому дефициту топлива на рынке.

Могло быть дороже

Розничная цена литра бензина неразрывно связана с его закупочной ценой, которую устанавливает НПЗ или биржа. Так, по данным аналитического агентства "Кортес", среднерыночная биржевая цена А92 по России на начало августа составляла 32–34 тыс. руб. за тонну. При такой цене, по подсчетам специалистов, на АЗС в Алтайском крае литр бензина должен стоить не менее 29 руб. Сейчас же цена держится в среднем на уровне 23 руб. за литр.

Татьяна Афанасьева,
заместитель директора по экономике и финансам компании ОАО "НК „Роснефть” – Алтайнефтепродукт":

Мы не повышаем цену, изыскивая внутренние ресурсы компании, такая политика принесла "Алтайнефтепродукту" 200 млн. руб. убытков за первое полугодие текущего года. Мы обеспечиваем бесперебойное снабжение сельхозтоваропроизводителей по льготной цене, а также всех предприятий, которые расходуют бензин на собственные нужды, а не для перепродажи. Да, мы ввели систему работы по предварительным заявкам, но цель ее – лишь ограничить возможность спекулятивных действий перекупщиков.

По словам Татьяны Афанасьевой, установление розничной цены на бензин – сложный процесс, в который вовлечены десятки специалистов. Специфические факторы, которые оказывают значительное влияние на конечную стоимость топлива, связаны с высокой технологичностью, значимостью и опасностью производства. Нефтебазы и АЗС относятся к пожароопасным объектам с особо вредными условиями труда. Поэтому руководство таких предприятий должно непрерывно вкладывать средства в охрану труда, обеспечивая соблюдение ряда жестких требований по безопасности.

Кроме того, наличие техрегламентов, которые по мере вступления в силу должны будут исключить из оборота топливо стандарта Евро 2 и 3, требует и значительной производственной модернизации.

Татьяна Афанасьева,
заместитель директора по экономике и финансам компании ОАО "НК „Роснефть” – Алтайнефтепродукт":

В 2010 году до 90% прибыли нашего предприятия направлено на капитальные вложения в модернизацию производств – переоборудование терминалов, обновление технопарка (бензовозов), улучшение сервисов АЗС,  ряд мелких игроков освобождены от части таких расходов, однако устанавливают цену на бензин, ориентируясь на лидеров рынка. Им проще воспользоваться уже имеющимися расчетами, чем посчитать самим адекватное соотношение затрат и прибыли.

Продолжение бензиновой темы читайте в следующих выпусках "Свободного курса".

Цифры и факты

Около 530 АЗС в настоящее время функционирует на территории Алтайского края. Из них не более 20 принадлежат ОАО "Газпромнефть-Алтай" и около 90 – ОАО "НК „Роснефть” – Алтайнефте-продукт". Остальные – АЗС независимых операторов. Таким образом, доля АЗС, принадлежащих ВИНК, в общем числе АЗС по краю составляет около 20%.

2 игрока – "Газпромнефть-Алтай" и "Роснефть-Алтайнефтепродукт" представляют в Алтайском крае ВИНК – вертикально-интегрированные компании. ВИНК были созданы в России в начале 90-х по принципу "от скважины до бензоколонки". В их структуру входят добывающие, перерабатывающие, сервисные и сбытовые компании.

Не менее 29 руб./л – такая рыночная цена А92 сейчас должна быть на АЗС края при закупочной цене тонны 32–34 тыс. руб. (данные аналитического агентства "Кортес"). Однако по факту его стоимость 23 руб./л. Такая цена может удерживаться либо при работе АЗС с убытками, либо в ущерб качеству топлива.

Около 20 крупных независимых операторов, владеющих серией АЗС, функционирует в Алтайском крае. Они закупают топливо, как правило, на НПЗ, принадлежащем ВИНК, через биржу.

До 60% занимает в цене бензина в РФ доля налогов.

200 млн. руб. составили убытки "Роснефть-Алтайнефтепродукт" по итогам работы в I полугодии 2011 года, в том числе за счет сдерживания розничных цен.