август 25, 2011
Как только в районный центр заходит крупная сеть, у местного торгового бизнеса начинаются трудные времена. Формат, цены и ассортимент, которые предлагает "крупняк", в селе становятся событием, а местные традиционные магазины теряют покупателей и обороты.
Сами сельские предприниматели на многое готовы, чтобы не пустить конкурентов на рынок, но ресурсов хватает не у всех. Эксперты обсудили, какими возможностями располагает традиционная сельская розница, чтобы оставаться на плаву рядом с акулами торгового бизнеса.
За последние годы произошла трансформация торговли в торговлю + развлечение. Теперь все ждут, произойдет ли следующая метаморфоза – в торговлю + образование.
Главный критерий успеха – это труд собственника. Ведь есть предприниматели, умеющие найти продукт, который по цене будет конкурировать и с "Мария-Ра", и с "Аниксом". То же самое касается ассортимента. Сети, конечно, привлекают селян уровнем обслуживания, но и в этом направлении можно работать.
В Овсянникове наш магазин площадью 65 квадратных метров является самым крупным. Население здесь составляет 700 человек, из них работают около150 человек. Но в селе кроме нашего есть еще три магазина в обычном формате, и ни один из них не закрылся. Предприниматели сравнивают свои магазины с другими и пытаются предложить покупателям ассортимент, которого нет у соседей. Мы не можем обеспечить большой выбор хозяйственных товаров, а кто-то делает уклон на них.
Второй наш магазин расположен в райцентре и стоит в непосредственной близости от "Марии-Ра". Я для себя определила ресурс, для того чтобы конкурировать. Уже в течение года мы работаем по франшизе "Аникса" и имеем своих покупателей, хотя и в Целинном, и в Овсянникове развиваем магазины по прилавочному типу. Должна признаться, что после того, как начинаешь работать по новой для тебя системе, все процессы видятся в другом свете. Когда мы торговали по старинке, оценить важность, к примеру, компьютеризации магазина было невозможно. Теперь персонал проходит обучение, люди начинают иначе относиться к своей работе. Кроме того, мы имеем возможность брать товар по более низкой цене, проводим акции. Покупателей в деревне это тоже очень привлекает. "Аникс" просчитывает, каков должен быть ассортимент, который обеспечит быструю оборачиваемость, но мы можем самостоятельно вводить какие-то позиции от других поставщиков.
Я хотела сразу открыть в Целинном магазин самообслуживания, но решила развиваться поступательно. В деревнях в таких магазинах приходится сталкиваться с воровством. Корме того, формат самообслуживания повлечет за собой дополнительные расходы на персонал, поскольку необходимо вводить в штат охранника.
Конечно, сети значительно мощнее, чем районные предприятия торговли, и потенциал у них выше. Ведь кто работает в районах? Это магазины крайпотребсоюза (в отдельных районах их число доходит до уровня предельного по антимонопольному законодательству) и индивидуальные предприниматели. Однако сети приходят в крупные населенные пункты (около пяти тысяч человек), где покупательская активность выше, а местные предприниматели торгуют везде.
Мелкие предприниматели в районе могут отстаивать свою нишу разными способами: отрабатывать собственный ассортимент, вводить дисконты, улучшать культуру обслуживания. То есть нужно завоевывать своих покупателей. Нужно менять психологию продавцов.
В наших магазинах внедряется новый, точнее, хорошо забытый старый формат самообслуживания. Этот формат сегодня для районов является прогрессивным. А вообще, 90% успеха районного магазина зависит от непосредственного руководителя и его коллектива, от их активности. Выход найти можно. К примеру, чтобы иметь возможность закупать товары по более низким ценам, чтобы конкурировать с сетями, нужно объединяться. Наш союз готов объединяться с предпринимателями в части организации закупок.
Мелкие торговые предприятия в селе более маневренны. Если сеть начинает наступать им на пятки в центре, то они могут уйти на окраины. Предприниматели, которые имеют возможность что-то построить или арендовать, поступают именно так. Ведь люди живут везде, и они не всегда готовы идти в центр за хлебом и молоком. Это один из вариантов. Есть еще и другой. Когда к нам в село пришла "Мария-Ра", магазинчик, расположенный рядом с ней, стал кафе. Большого выбора, как видно, нет. Предприниматели меняют либо вид деятельности, либо место деятельности.
Но в целом я считаю, что нужно не искать какие-то схемы, а создавать условия для нормальной конкуренции, основным рычагом для поддержания которой является налогообложение. Проблема не в местных предпринимателях, сетях или местной администрации. Существующая сегодня система налогообложения ведет к тому, что рынок сосредоточится в руках одной-двух крупных сетей. Районным властям сейчас все равно, работает в селе местный предприниматель или нет. Все налоги, которые здесь собираются, идут федерации. Потом районные власти просят денег у субъекта федерации, а эти в свою очередь – у федерального центра. То есть система поставлена с ног на голову. Это касается всех отраслей, но на примере торговли ее последствия видны сразу. Понятно, что произойдет, когда мелкая букашка столкнется с танком.
Я в основном хожу в магазин "Мария-Ра", поскольку он расположен по пути домой. Здесь меня вполне устраивает выбор товаров и ассортимент, хотя вообще я не часто хожу за покупками.
Чаше всего я делаю покупки в магазине "Аникс", который расположен в центре села. Здесь можно найти все необходимое, и цены вполне устраивают. Иногда захожу в местную сеть "Березка", поскольку она ближе к дому.
По крайней мере, самое дешевое пиво у нас в "Марии-Ра" и "Аниксе".
Нельзя сказать, что я отношусь к числу тех, кто любит ходить за продуктами. Поэтому покупки я делаю в ближайшем к дому магазине, а это "Аникс".