август 26, 2011
25 августа редакция газеты "КоммерсантЪ" опубликовала статью про падение "Прогресса" на Алтае. Предлагаем читателям altapress.ru ознакомиться со статьей.
24 августа на 325 секунде после запуска Россия потеряла очередной космический аппарат - корабль "Прогресс". Он упал на Алтае из-за отказа третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У". За девять месяцев до космоса не долетели также три спутника ГЛОНАСС-М, а также "Гео-ИК2" и "Экспресс-АМ-4", а вместе с ними - как минимум 16 млрд руб. Кроме этого, нынешняя авария ставит под вопрос еще и надежность снабжения Международной космической станции, поскольку в полетах к МКС альтернативы ракетам "Союз" нет. Серия неудач при запусках однозначно говорит о глубоком кризисе, который переживает отечественная ракетно-космическая отрасль, считают эксперты.
Ракета-носитель "Союз-У" с грузовым беспилотным кораблем "Прогресс М-12М" стартовала 24 августа в 17.00 по московскому времени с первой пусковой площадки космодрома Байконур - "Гагаринского старта". По плановым расчетам, отделение корабля от ракеты ожидалось примерно в 17.09, но этого момента так и не дождались. Еще до этого стало понятно, что ракета повела себя нештатно. Некоторое время о ее судьбе ничего не было известно, но вскоре стало ясно - аппарат потерян. Не прошло и часа, как Федеральное космическое агентство (Роскосмос) официально отчиталось об аварии. По его предварительным данным, уже на третьей ступени ракеты-носителя на 325-й секунде полета произошло нарушение работы двигательной установки, и она отключилась. В итоге "Прогресс М-12М" и не был выведен на заданную орбиту. Вместо этого он упал на Алтае.
"Прогресс" стал четвертым потерянным Россией при запусках космическим аппаратом за последние девять месяцев. В декабре 2010 года ракета-носитель "Протон-М" утопила три спутника ГЛОНАСС-М в Тихом океане у Гавайских островов. Причиной был назван перелив топлива в "разгонник". Прокуратура и Следственный комитет России, проводившие по этому факту проверку, вскоре обнародовали сумму ущерба для бюджета РФ - порядка 4 млрд руб. После этого тогдашнему руководителю Роскосмоса Анатолию Перминову был объявлен выговор, а его заместителя Виктора Ремишевского вместе с главным конструктором корпорации "Энергия" Вячеславом Филиным уволили. Господин Перминов обещал восполнить потерянные аппараты ГЛОНАСС-М на орбите к маю этого года, но потом он уволился, а этого не произошло до сих пор. И российская навигационная группировка на орбите до сих пор остается неполной.
В феврале 2011 года неудачей закончился запуск ракеты-носителя "Рокот" с военным геодезическим спутником "Гео-ИК-2". Из-за неполадок в системе управления разгонного блока "Рокота" он не был выведен на целевую орбиту и, проболтавшись без пользы в космосе три месяца, сгорел в верхних слоях атмосферы Земли. Вместе с потерей этого спутника, после 25-летнего перерыва не смогла возобновиться военная космогеодезическая программа РФ: для этого нужны были два аппарата "Гео-ИК-2", а остался один (пока не запущенный). За эту неудачу заместителю руководителя Роскосмоса Анатолию Шилову был вынесен выговор. Точная стоимость спутника не разглашалась, но по оценкам экспертов эта потеря могла обойтись военным не менее, чем в 1 млрд руб.
А неделю назад, в ночь на 18 августа, неудачей закончился пуск носителя "Протон-М" со спутником связи "Экспресс-АМ4", оказавшимся на нерасчетной орбите снова из-за сбоя в системе управления "разгонника". О цене потерянного "Экспресса" можно примерно судить по сумме страховки - 7,5 млрд руб. Стоимость изготовления одного "Протона-М", по данным "Ъ", составляет порядка 2,4 млрд.
Инцидент от 24 августа с ракетой-носителем "Союз-У", по оценкам экспертов, добавил ко всем этим убыткам еще порядка 1,5 млрд руб. То есть всего за девять месяцев в космос у России не долетело более 16 млрд.
В общем, пуск 24 августа стал 21-м аварийным у "Союза-У" из 769 проведенных. Эта ракета используется очень активно - для запуска самых разных аппаратов. Пилотируемые корабли "Союз" запускаются сейчас к Международной космической станции (МКС) на ракете-носителе "Союз-ФГ" - модернизированном "Союз-У". При этом и третья ступень, и циклограмма у обеих ракет одинаковая. Но в Роскосмосе пока не комментируют возможность приостановки пилотируемых запусков из-за аварии с "Прогрессом".
Между тем, ракета "Союз" - фактически единственный носитель, позволяющий доставлять на МКС людей и регулярно снабжать станцию жизненно необходимыми продуктами и материалами. Вот и в этот раз "Прогресс" вез на МКС стандартный набор грузов: продукты и воду для экипажа, топливо для дозаправки, медоборудование, средства гигиены, научные приборы, грузы для американского сегмента станции.
Никакой альтернативы "Союзам" и "Прогрессам" больше не существует. Американский "челнок" Space Shuttle недавно совершил свой последний полет. Именно поэтому за право полетов на "Союзах" NASA заключило с Роскосмосом специальный контракт на пилотируемые полеты в 2014-2015 годах на сумму в $753 млн.
Пока в Роскосмосе уверяют, что авария "Союза" над Алтаем не должна повлиять на обеспечение жизнедеятельности экипажей МКС. На станции достаточно запасов продовольствия, воды и средств системы обеспечения жизнедеятельности на длительный период времени. Для расследования причин уже была создана специальная комиссия. Между тем, еще в ходе расследования падений ГЛОНАССов и "Рокота" с "Гео-ИК" стало понятно, что в самой ракетно-космической отрасли многое пора менять.
"Кризис в отрасли - не новость, а следствие. Впервые, после 15 лет полного прозябания, в ракетно-космическую отрасль пришли деньги, которые требуют делать приличную космическую программу, - считает эксперт отраслевого журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов.- Надо понимать, что наследие нам досталось тяжелое. Специалистов мало. Сейчас вся надежда на молодежь, которая, несмотря ни на что, приходит в отрасль и готовится взять эстафету у предыдущего поколения. Но до тех пор, пока эти люди будут получать вдвое меньше, чем продавцы мороженого в ларьке, надежд на успешное продвижение немного".
"Все эти проблемы идет из-за упущений, которые допустили предыдущие руководители отрасли,- считает эксперт отраслевого журнала "Вестник ГЛОНАСС" Константин Крейденко.- Ведь все отказы техники идут не на уровне космических аппаратов, а на уровне ракет и их составляющих. Это и не удивительно: сами ракеты многие годы не менялись, только лишь модернизировались. Система управления ими изменялась, но не столь основательно, как следовало бы. В этом и есть беда. Махать шашкой в этом случае, наверное, все-таки не стоит, ведь убрав нынешних специалистов-ракетчиков, новых мы не найдем. Это уже ошибка системы".