Какой получилась стратегия развития пассажирского транспорта в Барнауле

сентябрь 6, 2011

В IV квартале этого года в Барнауле пройдут конкурсы по отбору пассажироперевозчиков. Это предусмотрено "Стратегией развития городского пассажирского транспорта на 2011–2015 годы", утвержденной депутатами Барнаульской думы. Стратегия имеет как сильные, так и слабые стороны, присущие, похоже, любому программному документу. Сегодня эксперты "ВД" дают свою оценку стратегии, от реализации которой теоретически зависит дальнейшая судьба пассажироперевозчиков и всей транспортной отрасли города.

Какой получилась стратегия развития пассажирского транспорта в Барнауле?
Михаил Хаустов

У небольших компаний будет два выхода

Когда стратегия принималась гордумой, было особо подчеркнуто, что ее разработку инициировала "Единая Россия". Валерий Касплер — не только руководитель фракции "ЕР" в Думе, но и крупный пассажироперевозчик. Он возглавляет компанию "БарнаулПассажирТранс".

— Валерий Владиславович, действительно ли документ можно назвать стратегией?

— В нем есть четкие положения, которых мы будем придерживаться, и есть проблемы, которые нужно решить (например, в организации диспетчерской службы, в инфраструктуре транспортной сети и др.). В наших силах стратегию дополнять и изменять. До принятия стратегии у нас не было ни одного нормативного документа по развитию транспорта. В 90-х – начале нулевых транспорт развивался беспорядочно, что создало множество проблем. Кто изъявлял желание — тому и давались маршруты. Не думали, целесообразно это или нет. Тогда резко возросло количество автобусов малой вместимости, их стало около 1 тыс.

Решения нужно принимать в короткие сроки

В разработке стратегии принимали участие и сотрудники кафедры "Организация и безопасность движения" АлтГТУ. Старший преподаватель этой кафедры Сергей Ульрих по просьбе газеты "Ваше дело" прокомментировал некоторые положения документа.

— Уточните, какую роль кафедра "Организация и безопасность движения" выполняла при разработке стратегии?

— Кафедра предлагала мероприятия по обеспечению и повышению безопасности дорожного движения. Например, нами были предложены меры по увеличению пропускной способности остановочных пунктов с их рациональным размещением относительно центров расположения пассажирообразующих пунктов. Перспективным направлением я также вижу создание единой диспетчерской службы общественного транспорта, которая будет заниматься мониторингом и сопровождением транспортного процесса.

Трамваи и троллейбусы — это утопия

В Барнауле действует ассоциация профессиональных перевозчиков "Движение". Она объединила автопредпринимателей, владеющих автобусами малой вместимости. Директор ассоциации Сергей Логинов не без скепсиса относится к содержанию принятой стратегии развития пассажирского транспорта. Причины этого он объяснил.

— Мы сейчас говорим о стратегии развития пассажирского транспорта в краевом центре. Но что такое стратегия, рассчитанная лишь на четыре года? Понимаем ли мы из этого документа, к чему именно в итоге должна прийти транспортная отрасль Барнаула? Думаю, нет. План мероприятий, вошедший в стратегию, — это не более чем список мероприятий, который администрация города должна была выполнять в любом случае. При этом я считаю, что настоящая стратегия должна быть минимум лет на 10.

В документе говорится о необходимости проведения конкурсного отбора перевозчиков. Но конкурсы можно организовывать по-разному. Известны случаи: приходит в администрацию перевозчик, с документами у него все в порядке, предприятие новое, а потому "чистое". И он побеждает на конкурсе. А затем, поработав, бросает маршруты. Но так не должно быть! Транспортный комитет обязан знать, кто выходит на рынок.

— Разве комитет не обладает такой информацией?

— По моим данным, начальник комитета Николай Долженко первый раз побывал на транспортном предприятии год или два назад. Для того чтобы провести максимально эффективный конкурсный отбор, информация должна собираться и анализироваться постоянно. Для этого работникам администрации необходимо регулярно лично выезжать на автопредприятия и смотреть, что и у кого происходит. И потом уже выносить комиссионное решение.

Слова о хаосе адресуйте в администрацию

Олег Бесчастный на местном рынке пассажироперевозок — фигура неоднозначная. Например, он сильно разозлил мэрию, когда самовольно снизил стоимость проезда на маршруте, обслуживаемом его предприятием. В свою очередь предприниматель не стесняется критиковать администрацию города.

— Валерий Касплер, один из инициаторов создания стратегии, считает, что в последние годы в транспортной среде Барнаула сложился хаос. И пришла пора исправить ситуацию. Хаос в пассажироперевозках действительно был?

— О каком хаосе идет речь? Ни один перевозчик не может выйти ни на один маршрут без основания. А этим основанием является договор с администрацией города. Так что все слова о хаосе надо адресовать именно в администрацию, которая и имеет к нему непосредственное отношение.