сентябрь 8, 2011
Российское образование утратило идеалы прошлого - так же, как все общество утратило ориентиры. Что дальше?
Пришествие каждого нового Первого сентября неумолимо напоминает о быстротечности дней нашей жизни. А также – о наличии неких констант, которые существуют автономно и самодостаточно, без какой-либо привязки к финансовому году, экономическим кризисам и даже выборам или их полному отсутствию, и будут существовать.
Например, о том, что в каждой отдельной стране, в частности, нашей, младенцы превращаются в первоклассников, последние – в подростков, а те, свою очередь, в студентов, разнорабочих или лиц без определенных занятий, вне зависимости от уровня экономического развития государства, доброй памяти приоритетных национальных проектов, модернизации, уровня коррупции и степени социальной защиты населения. И в любом случае подавляющее большинство семилеток пойдут первого сентября в школу. И огромная армия преподавателей, самых разных, придут также в классы и будут учить детей, как смогут, или как предписано. И в конечном итоге результаты всех модернизаций, нефтедобычи и прочего будут определяться не биржевыми индексами, а тем, кто и как освоил этот необходимый каждому современному человеку путь обретения знаний, анализа, и самостоятельного поиска. И в нашей стране, и за ее пределами. От этого зависит будущее всех, потому что сегодня уже невозможно жить в одиночку, в изоляции, вне контекста.
Почему-то кажется, что очень немногие сегодня готовы хотя бы ненадолго об этом задуматься. Последние публичные дискуссии, телесюжеты и даже разговоры обывателей подтверждают тревожные симптомы.
Сюжет о незадачливом директоре подмосковной школы, соорудившем на полученные от родителей детей с задержками в развитии взятки дворец, изумляющей первозданностью замысла и полным отсутствием вкуса и чувства меры – стана охнула от полученного впечатления не меньше, чем от истории с прокурорами, крышующими подпольные казино так же под боком у столицы. Урод, конечно, сам виноват. Но возникает вопрос - не вчера же все это началось, при всем желании за месяц столько взяток не сгрести даже с обезумевших родителей-олигархов. Дело в системе, точнее, в отсутствии системы образования в конкретном регионе? В родителях, которые приняли безропотно первобытные правила и кормили монстра? В еще более безгласных педагогах, подпитывающие липовые табели о мифических зарплатах и премиях?
Или - в отсутствии представления о том, что такое и зачем вообще нужно образование, начальное, среднее, высшее, как таковое?
В последние недели перед Первым сентября как никогда много говорят об истории – о путче августа 1991 и его скрытых и явных пружинах, о личном выборе лидеров и рядовых участников событий, о приоритетах и нравственных императивах - именно так, их много, и приоритеты разнятся и множатся... Впечатление такое, что современники, будто продрав глаза от долгого сна, лихорадочно пытаются ущипнуть себя - где это я, с какой стати, и я ли это вообще?
Мы потеряли не великую страну, мы потеряли куда большее - представление о себе и мире, о том, ради чего вообще нужна великая или не очень страна, правительство, государственные институты, культура, пресса, то же образование. И это видят наши дети, от которых не скрыть этого смущения – и предательства идеалов, которыми питались без малого три века отечественных мыслителей, интеллигентов, преобразователей и простых людей, нематериальных ценностей, которые помогли выжить в годы испытаний и тирании и были походя выброшены с корабля современности новой элитой новой страны, которую один историк-телеведущий не без иронии сравнил с русской элитой периода Ярослава Мудрого – главная идея набить карман и пограбить, когда повезет, по возможности, безнаказанно.
В России есть печально известный ЕГЭ - но нет единого представления о школе и образовании, и прогрессе, о направлении и смысле его. Впрочем, равно как нет единого информационного пространства, культурной, социальной, научной политики, и многого другого, - общей системы ценностей, наконец. И школа демонстрирует это в гипертрофированном варианте. Вспомнить хотя бы передачи о детях богатых и истерических потугах состоятельных и знаменитых родителей хоть как-то воспитать отпрысков - за заборами частных гимназий или английских и швейцарских школ, о беспризорниках, о детях многодетных матерей, не успевающих на занятия, тех, кто волной перемен и неразумием принимающих решения отброшен навсегда от естественного и зафиксированного в российской Конституции права на реальное современное образование. Между ними, сверстниками, невозможно согласие, они никогда не сойдутся, как сходились дети диссидентов и стукачей, рабочих и академиков в годы советской стагнации или у баррикад вокруг Белого дома 20 лет назад, они уже не смогут никогда смотреть в одну сторону, прийти к общему пониманию того, какой должна быть страна и ее будущее...
Мы потеряли ту школу, которая учила нас милости к падшим, сочувствию к маленькому человеку, личному достоинству и свободе, которые превыше земных благ. Именно эта школа хранила традиции отечественной интеллигенции, подготовила, перестройку, публицистику поздних 90-х, правозащитную повестку дня... Не будем обманывать себя, она ушла в прошлое, как отважная и пылкая журналистика минувшей эпохи, как романтики с депутатскими значками, как многое из того, что до сих пор не забыто и щемит сердце.
На вступительном экзамене на факультет МГУ симпатичный и неглупый парень из Астрахани, отвечая на вопрос о том, кто такой Олег Кошевой, бойко ответил - да Олежка наш, смелый репортер, его избили, судили, но он не сдается, - и даже не понял, отчего экзаменаторы готовы впасть в коматозное состояние.
Не хочу сказать, что парень не имеет шанса стать хорошим журналистом в будущем, вовсе нет. Но он не сможет уже найти той интонации, которая легко давалась его сверстнику 20 лет назад...
1 сентября все – и официальные люди, и телеведущие, и обыватели, говорили о деньгах- сколько выделено средств на переоснащение учебных центров, на сколько упали с пришествием нового мэра доходы московского учителя, сколько месячных зарплат медсестры с надо потратить на самый скромный набор первоклассника...
Это, конечно, важно, и нуждается в обсуждении. Но хотелось бы вспомнить и о другом. О том, что в голодные годы - после Великой Отечественной войны, или после перестройки – наши дети были лучшие в освоении знаний, самостоятельности мышления, грамотности, наконец. Мы давно уже отстали, на первом месте крепко держатся финны, воспринявшие от советской школы системный подход и прибавившие европейское внимание к индивидуальности ребенка, о котором первыми опять-таки заговорили советские педагоги-новаторы в далекие годы всеобщего дефицита. Во всем мире, особенно в богатых странах, давно уже поняли, что деньги, конечно, определяют прогресс, но лишь частино. Необходимо что - то еще. Именно поэтому там так ценят наших ученых, сохранивших тайный пламень идеализма, без которого невозможен подлинный прогресс...
Впрочем, жизнь продолжается, и это уже очевидный повод для оптимизма.
А работать над собственными ошибками, как говаривала моя первая учительница, никогда не поздно.
Здравствуй, школа!