сентябрь 7, 2011
Вице-президент страховой компании "Ингосстрах" Александр Подчуфаров рассказал газете о сложностях страхования космических рисков.
Как правило, величина страховых сумм составляет порядка 200-300 млн долларов. Российский рынок такую сумму не выдерживает, заявил г-н Подчуфаров, говоря о специфике страхования космических рисков.
В последнее время участились случаи неудачных запусков космических аппаратов. Так, 18 августа случилась авария "Экспресс-АМ4". При выведении головного блока на орбиту было зафиксировано исчезновение сигнала телеметрической информации. Роскосмос официально подтвердил, что в ходе полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления "Бриз-М", в результате чего "Экспресс-АМ4" был выведен на нерасчетную орбиту. Фактически самый мощнейший и высококачественный российский спутник превратился в космический мусор.
Это случай был признан страховым, и компания "Ингосстрах" обязалась выплатить 7,5 млрд рублей "Космической связи".
24 августа случилась другая авария. Ракета-носитель "Союз-У" с космическим грузовиком "Прогресс М-12М" стартовала с космодрома Байконур. Во время полета ракеты-носителя на участке работы третьей ступени на 325-й секунде произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к ее аварийному отключению. Обломки космического грузовика, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, предположительно, рухнули в Горном Алтае. Этот аппарат не был застрахован, и все затраты по возмещению ущерба лягут на плечи Роскосмоса.
"Прогресс М-12М" запускался в рамках пилотируемой программы Роскосмоса. Дело в том, что Роскосмос страхует свои спутники избирательно. До настоящего времени ему не удалось провести через Госдуму закон о страховании объектов космической деятельности. Этот закон, если честно говорить, был заблокирован нашими финансовыми ведомствами в связи с возникновением дополнительной нагрузки на госбюджет. Поэтому такие проекты, как ГЛОНАСС-К, "Электро-Л", "Спектр-Р", страховались не на полную сумму - по принципу насколько хватит денег. Это, конечно, не очень хорошо, но деваться некуда. Сколько Роскосмос смог найти денег, на столько и застраховал.
Даже если бы корабль "Прогресс" был застрахован, и страховая компания выплатила бы по нему страховое возмещение, то раньше чем через полтора-два года его невозможно было бы построить. А в это время надо летать, доставлять на орбиту экипажи и грузы, поэтому определенный боезапас на земле в таких ситуациях очень полезен.
К страхованию в данном случае надо подходить дифференцированно и очень взвешенно. Такой подход в Роскосмосе пропагандирует и реализует заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов. Как только закончит работу межведомственная комиссия по анализу причин гибели "Прогресса М-12М", запуски космических грузовых кораблей возобновятся, так как создан боезапас.