Алтайский край ставит перед собой амбициозные задачи по улучшению инвестиционного климата

сентябрь 13, 2011

Алтайский край ставит перед собой амбициозные задачи по улучшению инвестиционного климата. За предстоящую пятилетку объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования должен вырасти в три раза — с 55 до 160 млрд. рублей. Достижение этой цели во многом зависит от работы нового для нашего региона института инвестиционных уполномоченных. Они будут лично отвечать за инвестиционный климат в городах и районах.

Александр Карлин.
Олег Богданов

А отвечать кто будет?

6 сентября краевые и муниципальные чиновники в количестве 94 человек, получившие мандат инвестиционных уполномоченных, собрались в Барнауле на первое общее заседание. Губернатор Александр Карлин объяснил им, каких изменений он ждет с появлением нового института государственного управления, а главный инвестиционный уполномоченный по краю вице-губернатор Михаил Щетинин все больше налегал на обязанности и при этом неоднократно подчеркивал, что "теперь вы лично отвечаете за работу с инвесторами".

"Инвестиционные уполномоченные — это не общественная нагрузка. Это важная, каждодневная, системная работа, за которую вы будете нести персональную ответственность", — провозгласил в финале своего выступления г-н Щетинин. И, похоже, его слова не очень-то понравились аудитории. По рядам зашелестело. Казалось, сейчас, кто-нибудь поднимется и скажет в ответ: "А вы, Михаил Павлович, перед кем отвечать будете?" Наверное, неловкость ситуации почувствовал и сам Щетинин, поэтому добавил: "Так же, как я буду нести ответственность перед инвестиционным уполномоченным в Сибирском федеральном округе".

Губернатор более мягко подошел к правовой плоскости вопроса, понимая, что в горячке можно наломать дров. Неслучайно президент Дмитрий Медведевнедавно обронил фразу, что "уполномоченные по инвестициям — не аналог прокуроров". Она запомнилась губернатору. Поэтому он долго и подробно рассказывал о возможностях. О том, что уже сделано для улучшения инвестиционного климата в Алтайском крае и что предстоит сделать. Речь шла и об инструментах государственной поддержки частной предпринимательской инициативы, и о губернаторских программах "75x75" и "100+100", и об участии региона в различных конкурсах на финансовую бюджетную поддержку из центра. Создана и необходимая правовая база для построения эффективной системы госуправления инвестициями.

"Я хочу сказать вам, — доверительно отметил в конце губернатор, — что нет инвестиционного климата Алтайского края вообще. Есть инвестиционный климат, который существует в каждом конкретном муниципальном образовании. А в районе он складывается из климата отдельных поселений. Поэтому нам необходимо везде активизировать инвестиционные процессы".

Еще одна программа

Похоже, активизация означает не просто бег трусцой чиновников в сторону потенциальных инвесторов. Если они хотят выполнить все поставленные на ближайшую пятилетку задачи, им придется развивать крейсерскую скорость. За предыдущие годы  (2006–2010) среднегодовой темп прироста инвестиций в крае составил 10,9%. Это чуть выше, чем в среднем по России (7,1%), но его еще явно недостаточно, чтобы догнать некоторые сибирские регионы по абсолютным показателям (см. таблицу).

Прогноз объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на этот год дается в размере 70 млрд. рублей. На следующий  — уже 85 млрд. рублей, а на 2014-й — около 130 млрд., при этом, по словам губернатора, акцент в работе с инвесторами делается на политику импортозамещения. Неслучайно наиболее хорошие инвестиционные показатели в крае имеет пищевая и перерабатывающая отрасль. Именно ее проекты наряду с проектом по строительству "Алтайской конденсационной электрической станции" (АКЭС) лежат в основе программы "Алтайское Приобье".

Александр Карлин подчеркнул, что даже в программе "75x75" заложен существенный инвестиционный потенциал. Ее емкость составляет 6 млрд. рублей, и она может увеличиться. "Сейчас мы находимся в стадии формирования регионального дорожного фонда с целью развития инфраструктуры. Это тоже одна из наших приоритетных тем, — подчеркнул губернатор. — А еще примерно через полтора месяца мы презентуем очень интересную программу, которая охватит более 10 городов и районов края, по развитию инфраструктуры. Она будет тесно увязана с развитием туристического потенциала региона. Но я бы рассматривал ее шире — это программа создания комфортных условий для развития интеллектуальной и экономической деятельности наших жителей".

Загадки статистики

В общем, инвестиционным уполномоченным предстоит очень тяжелая, сопряженная с риском увольнения работа. Их основные права и обязанности определены (см. "Факт"),инструменты выданы, законодательное поле очерчено. Не  исключено, что заместители глав администраций, руководители комитетов и управлений (а именно они стали уполномоченными) рьяно возьмутся за гуж.

Впрочем, обращает на себя внимание еще одна занимательная обязанность нового класса чиновников. Они должны будут обеспечить органы статистики объективной и достоверной информацией об инвестиционной деятельности. По всей вероятности, Главному управлению экономики и инвестиций не всегда нравятся данные, которые публикует Алтайкрайстат. Вот и в приведенной таблице Росстата видно, что за I квартал объем "золотого дождя", пролившегося на край, составил всего лишь 7,5 млрд. рублей. Эта цифра как-то трудно соотносится с годовым прогнозом в 70 млрд. рублей. 

Данные Росстата также свидетельствуют о том, что в январе – марте этого года бизнес края, осуществляя свои инвестпроекты, чаще прибегал к поиску привлеченных средств (51,4%), чем к использованию собственного капитала (48,6%). Доля бюджетных денег в общем объеме инвестиций составила 16,8%, а банковское кредитование — 18,3%. Правда, статистики утверждают, что в этих 7,5 млрд. не учтены инвестиции субъектов малого предпринимательства. А их в крае насчитывается достаточно много, причем не таких уж и малых, судя по размерам бизнеса.

Чем будут заниматься эти чиновники

1. Оказывать содействие хозяйствующим субъектам в реализации инвестиционных проектов. Устранять административные барьеры.
2. Формировать и вести реестр производственных площадок с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности.
3. Оказывать содействие инвесторам и органам исполнительной власти в организации финансирования инфраструктурных проектов.
4. Содействовать инвесторам в привлечении российских и международных финансовых кредитных организаций для реализации инвестпроектов.
5. Оказывать содействие инвесторам в подборе земельных участков.

Цифра

115 млн рублей будет направлено в 2011 году из краевого бюджета на субсидирование банковской процентной ставки, налогов на прибыль и имущество.
153 576,7 млн рублей - объем инвестиций в СФО в 1 квартале 2011 года.
7500,5 млн рублей - Алтайский край: 48,6% собственный капитал, 51,4% привлеченные ресурсы.

Инвестиции в основной капитал в СФО в I квартале 2011 года

Сибирский федеральный округ

153 576,7

130,6

Республика Алтай

1958,2

В 2,2 раза

Республика Бурятия

3446,6

88,6

Республика Тыва

549,5

170,1

Республика Хакасия

4450,8

175,6

Алтайский край

7500,6

138,6

Забайкальский край

4349,1

141,5

Красноярский край

44 946,6

135,2

Иркутская область

15 593,2

132,8

Кемеровская область

29 264,7

137,5

Новосибирская область

15 622,1

101,9

Омская область

10 132,3

116,8

Томская область

15 763,1

139,8

 

Млн. рублей

Динамика в % по отношению к январю – марту 2010 года    

Источник: Росстат.