сентябрь 11, 2011
8 сентября во всем мире отмечали Международный день распространения грамотности. Он был объявлен ЮНЕСКО в 1966 году Что такое грамотность для человека сегодня – умение писать и читать или все же более широкое понятие? Как можно повысить уровень владения языком? Насколько важно в современном мире умение красиво выражать свои мысли в письменной и устной форме? Эти вопросы мы задали Елене Лукашевич, доктору филологических наук, заведующей кафедрой теории и практики массовых коммуникаций АлтГУ.
Елена Лукашевич, доктор филологических наук, профессор АлтГУ, завкафедрой "Теории и практики массовых коммуникаций".
Наталья Лапина
- Понятие грамотности постепенно расширяется. Раньше под грамотностью, прежде всего, понимали знание и соблюдение орфографических и пунктуационных правил в письменной речи, а также умение читать. Сейчас общество идет по другому пути: к слову "грамотность" начинают присоединять разные прилагательные – например, компьютерная грамотность, экологическая грамотность и так далее. На мой взгляд, это положительное явление, потому что грамотность – это именно осведомленность в какой-то области, знание норм, требований, правил и, самое главное, умение применять эти правила в своей повседневной деятельности. Главное не знание, а владение, сегодня это принято называть компетенцией.
Чаще всего мы воспринимаем грамотность как некую формальную оценку. Устанавливается определенная планка, и по количеству допущенных ошибок выявляется уровень грамотности. Но количество ошибок, на мой взгляд, будет меняться в зависимости от того, насколько осознанно человек подходит к поставленной задаче. И, например, если он поставит себе цель найти собственные ошибки – он их найдет.
Если говорить о традиционной грамотности студентов, картина далеко не однообразна. С одной стороны, наши студенты допускают много ошибок – и грамматических, и орфографических, и пунктуационных, и стилистических. Кроме того, они допускают много логических ошибок, а это свидетельствует о проблемах с мышлением. С другой стороны, нельзя сказать, что это повсеместное явление. Да, тексты, как правило, пишут плохо, даже набирая их в Word. Но есть и те, кто демонстрирует вполне приличный уровень владения языком. Вообще, в вузах много студентов, с которыми интересно работать.
- Сегодня мы должны задуматься над тем, что грамотность приобретается человеком в течение всей жизни, и она во многом связана с его интеллектуальным развитием. Процитирую известного ученого-лингвиста Иосифа Абрамовича Стернина: "К сожалению, в нашей стране хорошее владение русским языком, умение хорошо говорить и писать не стало государственной ценностью". Действительно, грамотность сегодня не осознается как ценность: можно быть совершенно безграмотным человеком, при этом занимать высокую должность, строить карьеру и не испытывать абсолютно никакого дискомфорта.
На мой взгляд, безграмотность свидетельствует о том, что у человека есть некие нарушения в интеллектуальной деятельности. Это невнимательность, неспособность выучить правила, контролировать свои действия. Но чаще всего человек даже не задумывается о том, что хорошо бы писать грамотно. Если бы нашим школьникам, студентам объяснили, что хорошо владеть родным языком – это престижно и значимо для их будущего, очень многие из них продвинулись бы по этому пути. Сегодня у россиян, как правило, нет мотива быть грамотным человеком.
В советское время люди владели русским языком на более высоком уровне. Большая часть общения проходила в рамках строгого литературного языка. Художественная литература и СМИ предлагали человеку высокие образцы владения речью. А если брать сегодняшний период – СМИ очень разноплановы, от очень качественных деловых изданий до совершенно безграмотных и "желтых". Большие проблемы с культурой чтения. В обществе фактически нет образцов правильной, красивой речи. Политики, чиновники, педагоги, журналисты – все допускают ошибки. В современном российском обществе показывают другой путь к успеху. Многие известные люди, рассказывая о себе, говорят, что в школе были двоечниками, сбегали с уроков, но это не помешало им добиться успеха в нашей стране. У меня порой складывается впечатление, что грамотность, знания, профессионализм не слишком востребованы в нашей жизни.
Мы восхищаемся людьми, которые прекрасно говорят на иностранном языке, но не замечаем тех, кто красиво и "вкусно" говорит на родном русском. В нашей речи стало мало пословиц и поговорок, носители русского языка практически не знают фразеологизмов. Чтобы стать своим в какой-нибудь "элите" (в частности от шоу-бизнеса), достаточно овладеть ее жаргоном, использовать табуированную лексику, усвоить модели поведения. Зачастую даже по-настоящему грамотные люди имитируют свою принадлежность к этой среде, нарушая речевые и этические нормы. Если воспользоваться литературными аналогиями, то у Эллочки Людоедки сегодня все-таки больше последователей, чем у Элизы Дулиттл.
Сам язык в нашей стране не является ценностью. Интерес к русскому языку вспыхивает в дни праздников, по заказу, либо когда кто-то публично нарушает нормы русского языка в такой степени, что нельзя сделать вид, будто мы этого не замечаем. Язык – это одно из немногих явлений, которые нас объединяют. Не воспринимаю всерьез сообщения о разных проверках на предмет грамотности среди чиновников, политиков и так далее – это лишь модные акции, которые не приведут к желаемому результату. Для изменения ситуации нужно минимум три условия: чтобы у человека было о чем говорить – он должен мыслить, человек должен испытывать дискомфорт от того, что ему не хватает языковых средств для выражения мыслей. И, конечно, должны быть те, кто хочет услышать и воспринять эти мысли.
- Если человек испытывает необходимость в повышении уровня владения языком, то у него много путей развития и совершенствования. Например, когда я была студенткой, нам советовали читать словари, запоминая неизвестные слова. Путь, безусловно, хороший, но трудный. Словари очень объемны, не всегда понимаешь, зачем тебе вообще нужно знать это слово, не всегда осознаешь необходимость его выучить.
Чтобы стать более грамотным, необходимо найти образец, где можно черпать знания. Это хорошие художественные книги, качественная деловая пресса, люди, которые являют собой образец высокой культуры. В конце концов, есть много литературы по русскому языку, которую можно изучать самостоятельно. Плюс всегда можно воспользоваться услугами специалистов. Это, кстати, путь, который в России не очень популярен. У нас много курсов по изучению иностранных языков, даже бесплатных, а по русскому – почти нет (я не говорю о курсах подготовки к ЕГЭ). Например, во Франции родной язык преподается бесплатно на специальных курсах для желающих. Но для того, чтобы возникло предложение, должен быть соответствующий запрос от общества, а его пока нет.
- Сегодня становится востребованной так называемая коммуникативная грамотность – люди понимают: для того чтобы быть успешным, нужно уметь общаться, разговаривать в разных ситуациях по-разному, но везде – на высоком уровне. Термин "эффективная коммуникация" в последнее время становится очень популярным. На подобные вещи запрос в обществе начинает созревать. На мой взгляд, начинать нужно с кардинальных перемен в школьной программе. Учить не просто знать правила и владеть нормами русского литературного языка, а еще и тому, как это применять в практике коммуникации, как правильно и убедительно общаться в разных профессиональных и бытовых ситуациях. Такая грамотность нужна не только взрослым – этому надо учить с детского сада. Тогда сама проблема грамотности в узком ее понимании будет решена сама собой.
- Регулярно захожу на информационные сайты – и краевые, и федеральные. Самое интересное на этих ресурсах – комментарии читателей. Это и есть практический показатель уровня грамотности населения России. Катастрофическое ее отсутствие во всех отношениях – не только орфография и пунктуация, ошибки, которые пользователи как раз замечают и ставят в упрек друг другу. Комментаторы совершенно не видят своей агрессии, бесцеремонности. Нарушают все правила коммуникации, провоцируют на конфликты, причем это считается высшим уровнем комментирования.
Скрываясь за никами, за анонимностью, мы показываем свое лицо и практическую коммуникативную грамотность. Почему-то мало кто осознает, что можно писать комментарии с соблюдением коммуникативных норм, уважая своих собеседников. Такое виртуальное пространство свидетельствует о том, что наш человек очень одинок, ему больше некому и негде рассказать о себе, о том, что он думает. И там, где он может спрятаться за ником, он показывает свое истинное лицо. Культуры общения в виртуальном пространстве в нашем обществе нет. Большинство комментаторов и не хотят услышать мнение других, главное – заявить свое мнение. Нет кодекса коммуникативного поведения. Исключение составляет, пожалуй, только деловое сообщество. Чем выше тип речевой и общей культуры, тем более человек осознает, что есть нормы и требования, и он их соблюдает.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его представления о нравственности, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Каждый из нас в течение своей жизни не раз слышал высказывания М.В. Ломоносова, Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева о красоте, богатстве, величии и могуществе русского языка. Жаль, что немногие знакомы с высказыванием нашей современницы, землячки М.И. Черемисиной: "В кризисе не язык русский, а русская культура… когда на таком языке-айсберге, как русский, перестают говорить грамотно и вразумительно, это не трагедия языка, тем более не трагедия речи, это трагедия нации".
20% взрослого населения всего мира не владеют грамотой.
47 стран мира (из 193 независимых государств) обеспечивают доступ к начальному образованию