сентябрь 13, 2011
Минэкономразвития представило для публичного обсуждения законопроект о федеральной контрактной системе, который, по замыслу разработчиков, придет на смену известному 94-му закону о госзакупках. ФАС России опубликовала на своем сайте комментарий одного из руководителей данного ведомства — начальника управления контроля размещения госзаказа.
Подготовленный Министерством экономического развития законопроект перечеркивает все, что было сделано хорошего за последние пять лет в сфере госзаказа после принятия 94-го закона, и предлагает вернуться к госзаказам образца 2005 года.
Предлагается, чтобы заказчики сами решали, кого допускать к торгам. Заказчики могут сами решать, ходить на электронные аукционы или не ходить. Не хочет — не ходит. Также они смогут в одностороннем порядке расторгать контракты. Если им не нравится поставщик, то контракт можно будет расторгнуть. Кроме того, заказчик по соглашению с поставщиком может изменить условия контракта, что делает изначально торги бессмысленными, бесполезными. Также предлагается урезать права предпринимателей на обжалование.
Общероссийский электронный портал предлагается заменить на что-то другое, только непонятно на что. Это ключевые моменты предлагаемого нам законопроекта. По сути, предлагается полный демонтаж государственного заказа в стране.
Министерство экономического развития говорит о том, что главное, чтобы был нормальный результат. А нам кроме результата важен еще и процесс. Поясню: если смотреть только результаты, тогда неважно, дают взятки или не дают, берут откаты или не берут. Неважно, пускают на торги другие компании или только свои. С таким подходом к экономике мы согласиться никак не можем.
Общественный контроль уже есть — многие средства массовой информации просто смотрят, что размещено на сайте госзакупок, и пишут об этом. И благодаря этому многие торги отменяются. Если же говорить про общественный совет, то никакой общественный совет правил не заменит. Это то же самое, что взять и отменить правила дорожного движения. А вместо них сделать общественный совет, который будет следить за тем, насколько все хорошо и правильно ездят по дорогам.
Мы разработали свой законопроект, который в ближайшие дни представим общественности. Это совершенствование системы государственного и муниципального заказа на основе той концепции, которую мы разработали и представили в марте. Мы получили более 50 положительных отзывов от регионов, получили положительный отзыв от "ОПОРы России", от Московской ассоциации предпринимателей, нас поддержал Минфин. Мы получили положительный отзыв от Института Гайдара и даже от Генпрокуратуры.
Мы предлагаем совершенствование системы госзаказа на основе дальнейшего развития 94-ФЗ, внесения изменений в Бюджетный, Налоговый и Гражданский кодексы, в КоАП. Мы должны гордиться тем, что сделано за пять лет. И двигаться вперед по решению тех проблем, которые еще остаются. Мы предполагаем, что наш законопроект решит процентов 80 проблем, существующих в госзаказе, которые еще не решены. Обратите внимание: о злоупотреблениях в естественных монополиях, в госкомпаниях никто не говорит. Не потому, что их там нет — их там огромное количество, а потому, что о них никто не знает. А о госзаказе знают все. Потому что 94-ФЗ открыл все проблемы, которые есть в системе госзакупок. И это огромный плюс закона. Но его предлагается отменить. Такая позиция вызывает большое сожаление и поддержана быть не может.