Передел учебников

декабрь 21, 2004

Еще прежний министр образования Владимир Филиппов выступал за сокращение школьных учебников. Нынешний глава Минобразования и науки Андрей Фурсенко в этом вопросе является его преемником. Краевые чиновники от образования уверяют, что говорить о введении единого учебника преждевременно. Тем не менее для учителей это один из актуальных вопросов. Сократить две тысячи учебных пособий, существующих сегодня, до одного-двух вариантов по каждому предмету - значит лишить рядового учителя права выбора. А с другой стороны - облегчить жизнь детям и родителям.

Разные учебники доказывают теорему Пифагора по-разному

Ежегодно утверждением списка учебных изданий для общеобразовательных школ Алтайского края занимается специальный учебно-методический совет по общему образованию. Разработка списка - это удел сотрудников Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования, которые составляют его на основе федерального перечня-каталога учебных изданий. Как нам сообщили в краевом комитете по образованию, в большинстве школ края учителя-предметники работают по различным программам обучения.

По данным Минобразования и науки, сегодня российские школы укомплектованы новыми школьными учебниками на 17%. Если запретить учителям пользоваться какими-то из них, то это все равно, что зажать их в тиски. "Теорему Пифогора можно доказать 70-ю способам. Все учителя не могут быть на одно лицо и учить детей доказывать ее только одним способом, - выражает свое мнение о возможном сокращении учебников директор Кулундинской школы № 1 Вера Хлебова. - В действиях Минобразования я не вижу ничего хорошего. И учитель, и ученик - это индивидуальность. Ставить того и другого в тупик я не вижу смысла".

До 2003 года фонд библиотеки в Кулундинской школе № 1 считался переполненным и не соответствовал нормам, согласно которым фонды должны обновляться один раз в пять лет. Нынешний директор школы Вера Хлебова не смогла припомнить, когда это случалось в последний раз. С ее приходом на эту должность в прошлом году библиотеку постигла-таки ревизия. С полок исчезли Гайдар, Шолохов (данных авторов нет в школьных программах) и ряд учебников почти по всем школьным дисциплинам. "Из списанных учебников и книг делаем различные карточки, а чаще всего приходится устраивать из них костровища прямо во дворе школы", - говорит Вера Николаевна. Несмотря на проведенную ревизию, фонд библиотеки пополнен на 100 % благодаря родительской помощи.

Директор барнаульской школы № 108 Людмила Иванова не сторонник крайних идей, но все же ближе к традициям российского образования. "Ломать старую школу не стоит, классические учебники по математике, истории и другим предметам до сих пор на хорошем счету, - говорит Людмила Витальевна. - Я как учитель истории близка к традиционной программе. Хотя одно время учителя нашей школы и я вместе с ними использовали развивающую систему Эльконина-Давыдова. Но потом все же вернулись к традиционке. А элементы прежней используем". По словам Людмилы Ивановой, минус сегодняшнего многообразия программ в том, что из-за него туго приходится детям. Учителя порой наобум ради эксперимента выбирают тот или иной учебник, совсем не учитывая при этом возраст учащихся.

"В Алтайском крае, как и по всей России, Закон "Об образовании" не ограничивает педагогов в выборе программ, по которым они будут учить детей, - говорит Евгения Соколова, специалист комитета по образованию администрации Алтайского края. - Независимо от того, какие учебники комитет по образованию рекомендует использовать в учебном процессе, некоторые учителя ведут обучение по другим программам". Как считает Евгения Соколова, создание единого учебника не сможет избавить от сложившегося принципа вариативности школьных учебников.

Советская школа котируется во все времена

Школьники Советского Союза учились по единым учебникам. Сегодняшние учителя говорят о том, что тогда все было упрощено, не так, как сейчас, - каждое звено может обучаться по нескольким программам, для каждой из которых необходим учебник, а порой и не один. Даже в той школьной советской уравниловке, как считают некоторые преподаватели, был плюс. При поступлении в вузы у всех школьников был примерно одинаковый уровень подготовки.

Единая программа умерла в начале 90-х годов, когда на прилавках книжных магазинов появился широкий выбор учебников и каждый учитель выбрал необходимый ему комплект. Это произошло в связи с тем, что большая часть учебной литературы, выпущенной в советское время, тогда была отменена, фонды школьных библиотек опустели. Издательства стали активно издавать учебные пособия, и многие из них находили одобрение со стороны Минобразования.

Учебники задевают интересы президента Путина

В связи с этим то же Минобразования спустя несколько лет создает и назначает Федеральный экспертный совет, который проводит экспертизу новых учебников уже для отбраковывания неподходящих. Учебников оказалось слишком много.

Особенно остро вопрос об экспертизе встал в начале 2004 года, когда совет снял с учебника "Отечественная история XX века" Игоря Долуцкого разрешительный гриф Министерства образования. Более того, этот учебник было рекомендовано изъять из школьных библиотек России. А все потому, что Долуцкий на страницах своего труда дал школьникам задание: "Докажите или опровергните утверждение о том, что президент Владимир Путин создает авторитарный режим". Также учащимся школ было предложено дать оценку сегодняшнего режима в России, в том числе и такую: "полицейское государство". Учебник казнили с легкой руки президента, который поручил Академии наук провести экспертизу учебников истории, применяемых в процессе обучения.

В некоторых специализированных школах Барнаула этот учебник использовался в качестве эксперимента, но совсем небольшой промежуток времени из-за его дороговизны. Школы не располагали полноценными комплектами, их пришлось бы покупать родителям. История с учебником Долуцкого - это один из примеров того, как Минобразования и науки пытается ужать рынок школьных учебников.

Вице-президент Российского книжного союза Александр Кондаков в интервью "Известиям" о сложившейся ситуации сказал так: "У нас часто декларируются вещи, которые слабо реализуются на практике. Искусственное регулирование рынка никого до добра не доводило. И если есть три или пять хороших учебников, то все они должны быть доступны и учителю, и ученику. А если будет выбран один учебник, это будет либо банальной вкусовщиной, либо тем, что мы имели в советское время. Пускай учитель выберет то, что ему подходит".