Почти половина россиян считает себя средним классом

сентябрь 23, 2011

В исследованиях, посвященных российскому среднему классу, сильно удивляют некоторые цифры. Прежде всего – количество людей, которые относят себя к прослойке между богатыми и бедными. Из свежего исследования Института социологии РАН следует, что средним классом себя считают 42% жителей страны, еще 15% идентифицируют себя как верхний средний класс. Итого 57% всех россиян считают себя вполне благополучными.

Почти половина россиян считает себя средним классом.
Михаил Хаустов

Можно поверить, что нынешние цифры вполне позитивны: в развитых странах аналогичная прослойка составляет как раз 50–60%. Но надо учитывать, что российские 57% – лишь результат самооценки. Цифры из других источников более скромные: Минэкономразвития относит к среднему классу около 20–25% россиян.

Откуда такая разница? Неоправданное самоопределение себя как среднего класса – это реакция на растущую поляризацию российского общества и чрезмерную глубину социальных неравенств, утверждают социологи. Эксперты опасаются, что желания россиян быть средним классом при углубляющемся социальном неравенстве будет подогревать высокое недовольство сложившимися в стране порядками.

А оно у этих людей и так немалое: примерно половина опрошенных недовольна дороговизной жизни, коррупцией среди чиновников, плохой медициной.

Это не мешает нашему среднему классу быть лояльным властям: на последних парламентских выборах 41% респондентов отдали свои голоса в пользу "Единой России", а на президентских – 52% поддержали Дмитрия Медведева. Впрочем, похоже, ситуация меняется: по последним данным опросов, только 7,6% представителей среднего класса готовы проголосовать за "партию власти", 18,2% настроены против всех, а 23% вовсе не пойдут на выборы.

Факт

Инфографика: представители среднего класса.
Смоляк Евгений
Средний класс в США начинается от зарплаты хотя бы в 2 тыс. долларов в месяц или 1–1,4 тыс. долларов дохода на члена семьи. Ниже 500 долларов — бедность. Ниже 100 долларов — нищета. Аналогичные показатели в Англии, Германии, Японии и других развитых странах.

Не как на Западе

Есть ли в России средний класс и кто его типичный представитель?

Устойчивый средний класс – та прослойка общества, которую должно иметь развитое государство, претендующее называться демократическим. Но только 35% россиян, по данным Левада-Центра, относят себя к среднему классу. Основным признаком, позволяющим причислить себя к этой категории населения, люди до сих пор называют высокий уровень дохода. Однако большинство экспертов указывают, что не только финансовая состоятельность является определяющим фактором в формировании буфера между бедными и богатыми.

Есть ли в нашем обществе подобная прослойка и как она развивается?

Татьяна Малеева,
директор Независимого института социальной политики:

Средний класс – это не единая монолитная социальная страта, а совокупность разнородных, не похожих друг на друга групп. И в принципе, гораздо более уместен множественный термин "средние классы", поскольку их существует несколько, как минимум три.

Опрос. Как вы думаете, есть ли сейчас в России средний класс и, если да, какую долю населения страны он составляет?

50% населения страны или более - 18
Примерно 40% населения страны - 7
Примерно 30% населения страны - 17
Примерно 20% населения страны - 15
10% населения страны или более - 15
В России сейчас нет никакого среднего класса - 15%
Не знаю, что это - 6%
Затрудняюсь ответить - 7%

Данные в % от всех опрошенных. Опрос проведен Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр) 11–14 февраля 2011 года среди 1 600 россиян в возрасте от 18 лет и старше в 45 регионах страны.

Перспективы не равны нулю

Алексей Левинсон,
руководитель отдела социокультурных исследований Аналитического центра Юрия Левады:

Я считаю, что среднего класса в том смысле и с теми характеристиками, какие имеются у него в западноевропейских странах и США, в России нет. Есть некоторое количество людей такого рода, но они не образуют класс. Кроме того, достаточно многие используют этот термин, и он привился у нас, однако он относится несколько к другой категории населения, которую у нас и называют средним классом.

Дело в том, что помимо дохода и некоторых потребитель­ских характеристик наш средний класс никакими другими общими чертами описать нельзя. И это одно из отличий от западного. У нашего среднего класса нет своей идеологии, субкультуры – или они еще не успели выработаться.

Кроме того, наш средний класс состоит из двух разных составляющих. Первая – это различные типы предпринимателей или лиц свободных профессий. А другая его часть – это чиновничество, государственные служащие, у которых такой же уровень дохода, как у предпринимателей, но и они зачастую являются участниками различного бизнеса. И в этом смысле они тоже в этот класс входят.

Но свободный предприниматель и наемный работник госучреждения – это люди с совершенно разными интересами, возможностями, поведением. А у нас они смешались внутри одного класса.

Пока мы знаем точно, что предпринимательская составляющая среднего класса в России не растет. В относительном выражении она даже убывает, потому что в стране разрастается бюрократия, чиновничья составляющая среднего класса.

От того, что представляет собой современная молодежь, будущий средний класс, я думаю, не зависит. Он ведь может сформироваться из самых разных людей, но перспективы формирования демократического общества в России не равны нулю, они есть, и их нужно приближать и расширять. Современное же общественное устройство России переход к демократии не предусматривает. То, как устроены наша экономика и системное распределение, показывает, что до демократии нам пока еще далеко.

Мало рабочих мест

Евгений Гонтмахер,
член правления Института современного развития:

Конечно, в России есть средний класс, но он не такой большой. Кто в него входит? Это адвокаты, преуспевающие журналисты, топ-менеджмент коммерческих структур, какая-то часть успешных предпринимателей…

Доход уже нельзя считать основным критерием для выделения среднего класса. Этого недостаточно. Вы ведь можете быть водителем-дальнобойщиком и хорошо зарабатывать, но средним классом в этом случае вы все равно не будете. Конечно, важными признаками этой прослойки общества являются уровень образования, характер труда, общий образ жизни. Например, вам необходимо иметь достаточно сбережений, вы должны вкладывать деньги в здоровье свое и своих детей, проводить отпуск не на огороде, а выезжать, например, в зарубежные страны. Только совокупность всех этих признаков дает в итоге средний класс.

Перспектив развития этой прослойки общества в России, на мой взгляд, в текущий момент нет. У нас в последние годы средний класс не увеличивается, потому что его благополучие зависит от перспектив экономики. А у нас она отсталая, и рабочих мест, где можно быть полноценным средним классом, еще мало. При этом в основной своей массе существующие рабочие места нельзя считать эффективными. Мне кажется, доля среднего класса в ближайшее время сохранится на текущем уровне. Как показывают исследования, это примерно 20% всего российского населения.

Дело в отношении к жизни

Андрей Шагаев,
управляющий барнаульским филиалом банка "Возрождение":

Средний класс, безусловно, нужен, и он формируется. Но необходимо отметить, что условия для этого не очень благоприятные, так как снижается образовательный и культурный уровень населения, малый бизнес не получает должного развития.

Однако в целом в России средний класс есть. На мой взгляд, его представитель – это человек, имеющий высшее образование, обладающий определенным культурным уровнем, сумевший реализовать свои способности в профессии, в карьере, бизнесе, творчестве или в какой-либо другой сфере.

Я считаю, что в нормальном обществе должны быть одинаково развиты и социально ответственны и рабочий, и средний класс, и буржуазия. От степени их развития, гармоничности взаимодействия зависит степень демократичности общества.

Средний класс в Москве и Барнауле вполне можно сравнивать. Дело тут не в финансовой обеспеченности, а скорее в отношении к жизни. Средний класс сегодня получает из Интернета одни и те же новости, смотрит одни и те же кинопремьеры, читает одни и те же книги, покупает одни и те же вещи, ездит отдыхать в одни и те же страны. Существует масса примеров, когда барнаульцы переезжают в Москву и довольно успешно там устраиваются, без каких-либо проблем, так как мало чем отличаются от столичных жителей, а чем-то и превосходят их. С уверенностью могу сказать, что какую-то часть современной молодежи в будущем можно будет отнести к среднему классу. Но тут все зависит от самих людей.

Опрос. Сколько нужно зарабатывать среднему классу?

Анатолий Санаров,
водитель трамвая:

Мне кажется, доход в 25 тысяч на одного человека в самый раз для среднего класса. Но если взять Москву, то там значительно больше требуется. Себя я не отношу к этой категории граждан, так как у меня заработная плата 10–15 тысяч выходит.

Ирина Позднякова,
продавец-консультант:

Я думаю, что около 20 тысяч на одного человека нужно представителю среднего класса, поэтому себя к нему не отношу – зарабатываю меньше.

Александр Щербаков,
врач:

Насколько я знаю, средний класс – это порядка 500 тысяч в год, т. е. 40–50 тысяч в месяц на одного человека в семье. У меня же заработок гораздо меньше. Из знакомых только один человек, индивидуальный предприниматель, может сказать, что он средний класс.

Жан Потошов,
студент:

Живя в этом городе, мне кажется, нужно зарабатывать 50 тысяч, чтобы спокойно относить себя к среднему классу. Я думаю, что это зависит от всего понемногу – и от образования, и от рода занятий, и пр.