сентябрь 26, 2011
О критике и криканстве со стороны Общественных палат рассказал Павел Тулин, руководитель Общественной палаты Алтайского края, на заседании Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Павел Тулин.
Анна Зайкова
Функции общественного контроля выполняют не только общественные палаты и организации. Их главный "конкурент" в этом - политические партии. Но их критика может вызывать у власти болезненные ощущения. Общественники же освобождены от подозрений, что они конкурируют за власть.
Кто должен представлять интересы граждан в общественных палатах? Должны ли мы конкурировать или должны друг друга дополнять? В крае порой ситуация доходила до противостояния, когда одновременно действовали так называемые "губернаторская" и "независимая". Но мы все коллеги и выполняем одну и ту же общественную функцию - контролируем исполнительную власть.
Чиновникам удобно работать с людьми, которые настроены хоть и критично, но конструктивно. Полемика не выходит за рамки дозволенного, удобного для власти: если мне доверили функции контроля, как же я буду выступать против доверивших мне эту функцию? Но чаще всего общественники не останавливаются на этой границе и за критикой идет критиканство, что не побуждает к дальнейшему общению. Эта дилемма - какую модель поведения выбрать? - стоит перед "назначенными" палатами.
В чем должен заключаться контроль над работой исполнительной власти со стороны Общественной палаты? Недавно мы провели заседание, где аккумулировали все жалобные письма и обращения, приходящие в Общественную палату. Судя по письмам, нас воспринимают как последнюю инстанцию. У нас нет полномочий, позволяющих оказать помощь. Но к нам обращаются, чтобы пожаловаться, излить душу.
Чиновники часто отвечают на обращения и жалобы граждан не по существу, не предлагая решения проблемы. Наша задача - реагировать на болезненные темы в социальной среде. И мы каждый день ведем дискуссию, как именно это нужно делать.