сентябрь 28, 2011
В начале нового сезона наиболее сильные игроки местного фитнес-рынка ведут себя как герои известного стихотворения Михалкова "А что у вас?". Правда, делают это тайно. Каждый клуб "ходит в разведку", чтобы выяснить, что там новенького у коллег по отрасли. По мнению операторов рынка, эта занятная игра происходит в рамках приличия, в отличие от активности в летний период. Тогда в индустрии разворачивались нешуточные боевые действия, по мнению ряда операторов — весьма деструктивные. О прошедшей жаркой поре, новых трендах и том, как будет меняться отрасль, рассказали эксперты.
По мнению первых лиц клубов – лидеров рынка, наиболее примечательными в межсезонье были три события. Героем одного был "Садко", который временно приостанавливал свою деятельность и тем самым стал причиной информационной волны в СМИ. Напомним: проблема имеет документальный характер. К сожалению, представители "Садко", равно как и "Авроры", от участия в данном материале отказались, и мнения этой стороны мы не узнаем. Весьма сдержанно комментируют ситуацию и другие участники рынка. В формате "без имен" они сходятся во мнении, что ситуация с "Садко" нанесла определенный удар по репутации отрасли: фитнес-индустрия теряет доверие со стороны потребителей. При этом управляющий клубом "Магис-Спорт" Владимир Гордейчик отмечает, что есть и другая сторона медали: "Некоторые клубы получили клиентов, покинувших "Садко" из-за неопределенности. И это те люди, которые раньше по эмоциональным причинам не могли себе позволить занятия фитнесом, но благодаря определенным действиям "Садко" купили карты и все же взялись за свое здоровье".
Под определенными действиями г-н Гордейчик подразумевает стоимость клубных карт. Весной текущего года в отрасли разразилась жесткая демпинговая война, и , что все это чревато как для отрасли, так и для конкретных игроков, которые, ввязавшись в эту войну, в определенный момент не будут иметь средств для развития или хотя бы поддержания объектов в нормальном состоянии. Собственно, демпинг и явился вторым значимым событием на рынке. Пока рано говорить о том, сбываются ли прогнозы Владимира Гордейчика, — время "считать цыплят" в нашем случае настанет весной. Пока же имеем факт: с наступлением традиционно высокого для фитнес-индустрии сезона демпинг закончился, и в основе своей клубы снова вернулись к адекватным ценовым параметрам.
Третьим поводом посудачить стала информация об открытии клуба "Адриатика". Увы, новичок не счел возможным принять участие в беседе. Собственно, это можно понять: клуб лишь успел начать рекламную кампанию и, возможно, не готов выступить в экспертном статусе. Так или иначе, а появление нового клуба, безусловно, событие для рынка. Территориально "Адриатика" может быть конкурентом одному из клубов сети Александра Старыгина. Однако там считают, что серьезной опасности нет.
Не исключено, что несколько человек покинут нас и уйдут в новый клуб, — это закономерное поведение, традиционный интерес посмотреть, "а что там". Но с большой вероятностью могу сказать, что они потом вернутся.
С точки зрения сегмента "Адриатика" близка к "Магис-Спорт" и "Авроре". Первый пока воздерживается от прогнозов, так как для них еще нет оснований. Директор фитнес-центра "Максима" Ирина Власова, глядя на ситуацию со стороны, склонна предположить следующее: "Опять начнется битва титанов. Клиенты, конечно, уйдут от всех. В большей степени из "Садко" и "Магис-Спорт". А вот Максим Медведев, директор фитнес-клуба "Идеал-Спорт", полагает, что именно "Магис-Спорт" и определит как успех или провал "Адриатики", так и в принципе тренды рынка на сезон 2011/12. "Вся индустрия будет зависеть от поведения самого крупного игрока — "Магис-Спорт". Сможет он удержать свой бизнес-класс — тогда "Адриатика" в смысле прибыли станет "дохлым номером", на окраину города платежеспособную аудиторию не загонишь в таком количестве, чтобы это приносило прибыль. И будет этот клуб как утешение для друзей и гостей инвестора. А вот если "Магис-Спорт" не сможет удержать денежных клиентов, — а при той политике, которую они ведут, скорее всего, не сможет, — то "Адриатика" будет в шоколаде". Что ж, можно предположить, что уже до Нового года в отрасли либо что-то произойдет, либо выход на сцену "Адриатики" состоится тихо и незаметно для прочих участников рынка.
Разумеется, обсуждение событий рынка и соответствующие им действия — отнюдь не все, чем были заняты клубы. Все опрошенные эксперты сообщили, что в том или ином масштабе объекты пережили косметический апгрейд, во многих клубах появилось новое оборудование, проводились мероприятия для членов клуба. Кроме того, в отрасли была активная ротация кадров. Операторы говорят, что это традиционное для лета явление и ни ситуация с "Садко", ни заявка "Адриатики" не стали катализаторами для чего-то из ряда вон. Как это раньше бывало, некоторые тренеры сменили сферу деятельности, не обошлось и без перетекания тренеров из клуба в клуб. Причем потери и, соответственно, приобретения разного значения есть почти во всех более или менее крупных клубах. "Людям перестает что-то нравиться, или они не могут соответствовать уровню клуба. Кроме того, у тренерского состава работа высокоэмоциональная, и им естественным образом периодически нужна смена обстановки", — полагает г-н Гордейчик.
Примечательно, что, несмотря на растущие объемы фитнес-отрасли, в системе образования края по-прежнему не желают обращать внимание на спрос и единственный источник кадров, кроме профессионального спорта, — один из факультетов педакадемии. Его выпускники не могут в полной мере соответствовать требованиям рынка. И потому некоторые клубы, испытывая проблемы с набором квалифицированных кадров, куют эти кадры самостоятельно. В частности, в "Магис-Спорт" второй раз прошла летняя школа инструкторов и, как сказал г-н Гордейчик, лучшие получили работу в клубе.
"Ваше дело" также считает важным отметить одну особенность в кадровом вопросе нынешнего лета: местную индустрию покинули несколько весьма выдающихся тренеров. В частности, рынок потерял звезду "Авроры" Андрея Качаева, который более не мог найти себе применения в Барнауле и переехал в столицу страны. Отчасти это может объясняться не слишком высокой культурой потребления фитнес-услуг и принципиальным отношением местной аудитории к индустрии как с точки зрения спроса, так и с эмоциональной позиции.
В межсезонье некоторые операторы отмечали падение посещаемости до 35%. Это некритичный показатель, в России считается нормальным колебание от 30% до 40%. И сейчас фитнес-центры входят в новый сезон с немалым оптимизмом. "Возросла активность постоянных клиентов, идет приток новеньких, возвращаются и старые клиенты: посравнивают и возвращаются", — говорит г-н Медведев. "По сравнению с прошлым годом продажи возросли, активны "старые" клиенты, возвращаются те, кто уходил. И если кто-то и воспользовался акцией "Смени клуб", которую летом запустил "Магис-Спорт", то на нас она не повлияла", — заявила г-жа Власова.
Радуются наплыву посетителей Руслан Фоменко и Владимир Гордейчик. При этом оба эксперта подчеркивают, что высокие продажи в этот период — явление закономерное.
В новый фитнес-год клубы приготовили своим клиентам массу новинок, появление которых обусловлено как изменившимися возможностями клубов, так и требованиями рынка. И за все старые и новые опции аудитория будет платить либо на прежнем "додемпинговом" уровне, либо несколько больше. "Цены не будут расти — утверждает Руслан Фоменко, — клубов все больше, а аудитория все та же, и на ее объем не так уж сильно влияет мода на здоровый образ жизни. Поэтому клубы будут улучшать качество, сохраняя цену". С коллегой по отрасли не готовы согласиться представители "Максимы" и "Магис-Спорт", которые говорят о повышении стоимости клубного членства. "Цены в сентябре выросли, и это объяснимо", — отметила Ирина Власова. А объясняется это в том числе фактической инфляцией, которая как минимум вдвое выше официального уровня. Так или иначе, а настрой у операторов рынка скорее позитивный. По итогам года эксперты надеются увидеть количественную динамику относительно итогов 2010 года в пределах 12–20%. Пока же без учета инфляции в клубах имеет место рост порядка 30–37% в денежном выражении. Не исключено, что эксперты немного лукавят. Но клубы-то строят, а значит, можно предположить, что фитнес-индустрия пока действительно оправдывает свой формат "здорового" бизнеса.
Наиболее перспективные фитнес-направления ближайших лет*
Body&Mind (йога, стрейтч, пилатес).
Функциональные тренинги (с использованием гантелей, оборудования TRX, медболлов и пр.).
Занятия в малых группах (до 6 человек).
Силовой тренинг.
Детские программы (функциональный и силовой тренинг, программы раннего развития, секции).
Интервальные тренинги.
При этом танцевальные программы и уроки на основе акробатики сократятся до минимума или исчезнут из расписания групповых программ клубов.
*Составлено по результатам опроса экспертов фитнес-индустрии Барнаула.
Я уверен, что цена на услуги фитнес-клубов падать не будет. Увеличение налогового бремени и стоимости услуг ЖКХ, равно как и темпы инфляции на уровне 15–17%, просто не позволят этого сделать. Конечно, клубы борются, ищут возможности снизить себестоимость услуг, но в глобальном смысле это не повлияет на положение дел.
С учетом развития индустрии, думаю, будет расти профессиональный уровень специалистов в отрасли. Ушло время экспериментов и новичков, выходящих на рынок. Сейчас заходить на это поле случайным людям — как поставить в казино при шансах 1 к 33: успешен будет бизнес или неуспешен.
Вряд ли в Барнауле появятся федеральные сети, в ближайшие полтора года это совершенно нерентабельно. Сейчас сети занимаются освоением городов-миллионников и городов Московской области. А толкаться в маленьком Барнауле, где и так уже все друг друга плечами задевают, бессмысленно. Может, будут какие-то франчайзинговые проекты. Знаю, что в Барнаул уже приезжали эксперты, велись переговоры и некоторые участники рынка получали предложения со стороны московских компаний перейти под свои брэнды. Но эти брэнды сейчас в Барнауле ничего не стоят, и я не думаю, чтобы кто-то захотел сейчас поменять вывеску.
Недавно в Барнаул приезжали эксперты крупных фитнес-проектов страны — президент Xfit Group Георгий Летунов и менеджер региональных проектов "Академии фитнеса" Алена Игнатович. Посмотрев объекты, они пришли к выводу, что наш город пока недостоин наших клубов. Цена карты в Москве за клуб, аналогичный "Магис-Спорт", — 70–90 тыс. рублей. А у нас — 25–30 тыс. Да, конечно, у них там зарплаты другие, народу больше, все другое — это понятно. Но важно понимать, что кто-то покупает одинаковое качество за 30, а кто-то — за 90 тыс. рублей. Иными словами, и жители Барнаула, и жители Москвы ездят на "Мерседесах" одного класса, заплатив за автомобили совершенно разные деньги.
Системные занятия спортом позволяют мне все время быть в тонусе, улучшают здоровье и самочувствие. Кроме того, спорт хорошо дисциплинирует. В результате производительность моего труда стала выше. Постоянно общаясь с персональными тренерами, я получаю много полезной информации о здоровом образе жизни, о правильном питании — это формирует мою личную культуру. И, конечно, в клубе расширяется круг общения, что тоже для меня немаловажно. Все это позволяет получать позитивные эмоции, жить разнообразно и активно!
Спорт мне жизненно необходим. Мне важно быть в тонусе и держать свои мышцы в порядке, чтобы они помогли мне в сложных моментах. Дело в том, что я пишу этюды в горах, где высоко. И чтобы туда дойти с полным рюкзаком да еще с этюдником и холстами, нужны силы, выносливость и хорошие легкие. Кроме того, в горах часто бывает так, что кому-то нужна помощь, от тебя зависит чья-то жизнь. И тут без здоровья никуда.
Я работаю по 10–12 часов в сутки, три-четыре раза в месяц езжу в командировки. Сплю порой в самолетах. А настроение прекрасное и чувствую себя великолепно. Если бы не регулярные занятия в клубе, я даже не знаю, откуда бы я черпала силы. Без спорта я бы, наверное, не выдержала.
Я много работаю. И, бывает, день выдастся тяжелый, вечером нет настроения. Приедешь в клуб, сходишь на тренировочку — и бодрячком! Спорт дает большой заряд энергии. Кроме того, помимо занятий, это еще и клуб по интересам: здесь интересные люди, с которыми хочется общаться. Я бы каждый день заниматься ходила, если бы могла.