России нужна новая система реабилитации наркозависимых

сентябрь 30, 2011

В Свердловской области создана вакцина против наркотиков опиумной группы. Она уже прошла успешные испытания на мышах. В ближайшие несколько лет вакцину протестируют на крупных животных, а затем и на человеке.

А пока ученые ищут средство от наркомании, антинаркотический комитет России предложил ввести уголовную ответственность за систематическое  немедицин­ское употребление наркотиков. В качестве альтернативы тюремному сроку чиновники предложили принудительно лечить наркозависимых, совершивших незначительные преступления. Как и где это будут делать и в каком состоянии сейчас находится система реабилитации наркозависимых, обсудили на совещании, прошедшем в Алтайском крае 22–23 сентября.

Виталий Яковлев,
заместитель руководителя аппарата Государственного антинаркотического комитета, генерал-лейтенант полиции:

Второй год в России прорабатывается вопрос наркосудов. В Америке они существуют во многих штатах и дают хороший результат. За небольшие преступления не лишать свободы, а дать альтернативу – лечение. И я думаю, процентов восемьдесят предпочтут тюремной камере больничную палату. И здесь мы столкнемся с другой проблемой – нехваткой койкомест в наркодиспансерах.

Однако Андрей Иванов, главный врач краевого наркологического диспансера, его опасений не разделяет. "Я думаю, если закон примут, не все осужденные наркозависимые выберут альтернативное лечение в силу психологических особенностей. Если наплыв будет большим, коечный фонд наркологической службы расширят. У нас в крае коек в 2,5 раза меньше, чем в среднем по России, но есть перспективы увеличения коечного фонда в Бийске на следующий год. Кроме того, есть частные реабилитационные центры, среди которых государство сможет выбрать достойные и заключить с ними контракты", – говорит Андрей Анатольевич.

По данным ФСКН, сегодня в России функционируют всего три государственных самостоятельных реабилитационных центра, 81 реабилитационное отделение при наркологических диспансерах и психиатрических больницах и более 500 негосударственных центров. Реабилитация, в отличие от лечения, не подлежит обязательному лицензированию. "Грубо говоря, вы тоже можете снять коттедж, собрать наркозависимых,  жить в нем, не употребляя наркотики, и называть себя при этом реабилитационным центром", – рассуждает Игорь Кутонов, ведущий инспекторУправления аппарата ГАК по Сибирскому федеральному округу, подполковник полиции. Деятельность по контролю коммерческих реабилитационных центров сегодня возложена на управление Минюста. "Плановые проверки они могут проводить раз в три года. Внеплановые – по жалобам. У ФСКН таких полномочий нет", – говорит Лариса Мельникова, начальник ГМВП РУФСКН России по Алтайскому краю, майор полиции.

Нет сегодня и единого стандарта реабилитации наркозависимых. Отсюда – масса шарлатанов, сектантов в этой сфере. "Кто-то, как, например, Ройзман, считает, что лучшее средство от наркомании – лук, вода и оковы. Поэтому с января 2011 года мы ввели добровольную сертификацию негосударственных организаций, которая должна помочь наркозависимым и их родственникам в выборе", – говорит Виталий Яковлев. Правда, из более чем пятисот негосударственных реабилитационных центров в России процедуру добровольной сертификации прошли пока только пять.

"Койки на реабилитацию у нас в наркодиспансере заполнены. Но и очереди практически нет, вопрос решаем в течение недели",– говорит Андрей Иванов. Почему частные реабилитационные центры так популярны? По мнению главврача, наркозависимые не хотят "светиться", боятся, что будут поставлены на учет и возникнут проблемы с получением водительских прав, работы. Кроме того, в таких центрах пациенты могут находиться длительное время – три-шесть месяцев, а в государственных – не более двух. "Я считаю, если центры не занимаются лечением, лицензировать их не нужно. Пациент сам выберет, где ему лучше проходить реабилитацию",– сказал Иванов.

"В этом году в Новосибирске на условные сроки осудили руководителей организации „Новосибирск без наркотиков”. Они силой удерживали в своем центре людей. Не секрет, что многие родственники готовы платить деньги, чтобы не видеть наркомана какое-то время. В среднем месячное пребывание в частном реабилитационном центре обходится родственникам наркозависимых минимум в восемь тысяч рублей", – в свою очередь, рассказал Игорь Кутонов. Но в главном мнения полицейских, врачей и чиновников схожи: нужно создавать в обществе такие условия, когда наркозависимый не может не лечиться. "Как врач, могу сказать, что любое принудительное лечение крайне неэффективно, пока человек сам не захочет вылечиться. Уголовная ответственность за употребление у нас уже была, и, к сожалению, она не решает проблему. На мой взгляд, за это должна быть административная ответственность в виде штрафов, общественных работ", – добавил Андрей Иванов.

Факт

При разработке концепции развития здравоохранения Алтайского края до 2020 года будет рассмотрена возможность проектирования и строительства здания  наркологического диспансера и отделения неотложной помощи.

Тест для школьников

Еще одна обсуждаемая тема – тестирование школьников на наркотики. По словам Виталия Яковлева, тестирование необходимо не для того, чтобы поставить употребляющих наркотики на учет. Нужно обеспокоить проблемой родителей, которым будут сообщаться результаты тестов.

При тестировании будет обеспечена конфиденциальность информации, списки тестируемых кодируются. Кроме того, по мнению Яковлева, не везде нужно проводить поголовное тестирование. В ближайшее время определять районы, в которых эта мера необходима, будут руководители аппаратов антинаркотических комиссий в субъектах. Даниил Бессарабов, заместитель губернатора Алтайского края, добавил, что возможность добровольного тестирования на наркотики существует в крае с 2007 года.

Цифра

17 негосударственных реабилитационных центров действуют сегодня в Алтайском крае. В Сибирском федеральном округе – 135. По данным Минздравсоцразвития на 1 января 2011 года, в государственных наркологических учреждениях было зарегистрировано 541,81 тыс. наркозависимых россиян. В 2010 году в РФ от наркотиков умерло 7 192 человека.