Интерпелляция для Евдокимова. Первый депутатский запрос к губернатору в администрации Алтайского края восприняли как "черную метку"

декабрь 24, 2004

На состоявшейся 23 декабря сессии краевого Совета народных депутатов была принята интерпелляция (депутатский запрос) к главе администрации края Михаилу Евдокимову, в которой депутаты сформулировали свои претензии в отношении кадровой политики губернатора.

Документ, кторый сначала был простым обращением, подписали 38 депутатов КСНД. Потом один из них (Виктор Прокопец ) снял свою подпись, мотивируя решение тем, что был согласен с первоначальным вариантом обращения, но не согласен с конечной его версией. Но настоящие страсти по поводу обращения разгорелись перед самым закрытием сессии, перед голосованием за то, чтобы документ принял форму интерпелляции (официального депутатского запроса). Этому очень эмоционально воспротивились представители администрации края в лице руководителя аппарата Павла Карасева и первого вице-губернатора Василия Борматова .

Первый разразился объемной и пространной речью, суть которой сводилось к тому, что депутаты не слишком хорошо разбираются в регламенте сессии, что интерпелляция по сути своей предполагает обязательный публичный ответ губернатора, в котором, по мнению администрации нет никакой нужды. Его поддержал Борматов, сказавший, что интерпелляцию можно расценивать как инициацию высказывания недоверия губернатору и более того - как начало процесса его отзыва. Депутаты в ответных выступлениях удивлялись такому волнению и интересовались у представителей администрации, почему они боятся "выпускать губернатора к депутатам". При этом было сказано, что ни о каких конфликтах, недовериях и отзывах речи не идет - обычный запрос. Как пример, привели бывшего главу администрации края Александра Сурикова, к которому в течение времени его пребывания на посту данная процедура применялась.

В итоге большинством голосов (35 - "за", 7 - "против", 11 - "воздержались", 6 не участвовали в голосовании) документ был принят. Публикуем его текст.

Уважаемый Михаил Сергеевич!

Формирование и реализация обоснованной и выверенной региональной социально-экономической политики невозможны без соответствующего кадрового обеспечения. Заинтересованность депутатов в грамотной и результативной кадровой политике продиктована не стремлением к вмешательству в компетенцию администрации края, а глубокой заинтересованностью в развитии нашего края.

Нас нельзя упрекнуть в огульном критиканстве и неконструктивном подходе к формированию Вашей команды. Мы готовы поддерживать те кадровые новации, в целесообразности которых нас убеждают поведение и управленческий опыт назначаемых Вами руководителей, их готовность идти на контакт с депутатами. Недавнее утверждение предложенной Вами кандидатуры В.В. Борматова на должность первого заместителя главы администрации - это приглашение к дальнейшей совместной согласованной работе. Мы рассчитываем на то, что администрация заинтересована в конструктивном диалоге с депутатским корпусом, и не только тогда, когда это предусмотрено Уставом края.

Однако кадровая политика, проводимая администрацией, не оставляет места нашим ожиданиям. За непродолжительное время были уволены и смещены со своих постов заместители главы администрации края, председатели краевых комитетов по образованию, по здравоохранению, по социальной защите, по управлению имуществом, по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству, по транспорту и дорожному хозяйству, а также руководители краевых организаций: агентства по жилищному ипотечному кредитованию, Фонда имущества края, Территориального фонда обязательного медицинского страхования, многих государственных предприятий и акционерных обществ с участием края.

Последствия смены руководителей краевого уровня крайне негативно отразились на и без того нестабильной социально-экономической ситуации. Кадровые перестановки приводят к разрушению налаженных связей с федеральным центром и внутри региона, к дезорганизации работы структурных подразделений краевой администрации. В силу несвоевременного вынесения проектов законов, разработанных администрацией, а также других нарушений регламента краевого Совета народных депутатов снизилась эффективность нашей совместной работы.

У нас нет "местечкового патриотизма", и мы готовы согласиться с целесообразностью приглашения в деловую и управленческую элиту специалистов из любых регионов. Но далеко не во всех случаях мы видим действительно высококлассных управленцев с безупречной репутацией.

Кадровые перестановки нужны, если они помогают преодолеть управленческий "застой", если прежний руководитель не справляется или просто нечист на руку. Но в последнее время стали нередкими случаи, когда опытные, грамотные, хорошо зарекомендовавшие себя управленцы отстраняются от должности без какого-либо объяснения причин, без какой-либо оценки их предшествующей деятельности.

Нам, в частности, остались непонятными мотивы увольнения генерального директора ОАО "Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию", в то время как Алтайский край занимал третье место в Российской Федерации по числу выданных кредитов.

Отстранение от должности руководителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования И.В. Долговой также вызывает ряд вопросов об обоснованности такого шага. Система обязательного медицинского страхования на территории Алтайского края существует более 10 лет. К числу основных положительных итогов работы ТФОМСа следует отнести тот факт, что при очевидном недостатке финансовых средств фонду удалось ликвидировать задолженность по заработной плате медицинским работникам лечебно-профилактических учреждений края. Замена профессионального, добросовестно работающего директора фонда ставит под угрозу реализацию на территории края федеральной программы поддержки отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета. Тем более, что эта замена была проведена в нарушение установленного порядка без согласования с правлением фонда. Не посчитавшись с мнением правления, администрация края тем самым пренебрегла мнением депутатов, в компетенцию которых входит утверждение состава этого органа.

Подобные перестановки сложно объяснить, выражаясь Вашими словами, "недостаточной подготовкой руководителей" и "высокими требованиями новой команды к специалистам". Мы не собираемся голословно обвинять новых руководителей многих краевых организаций и предприятий в некомпетентности и неэффективности -хотя бы потому, что за небольшой срок работы на новых местах они себя пока не зарекомендовали. Но нам внушают опасения те формы и методы, которые применяются при смене руководства, - поспешные собрания акционеров, спорные с позиций трудового законодательства кадровые решения и, наконец, совершенно непонятные "силовые" акции.

Уважаемый Михаил Сергеевич!

Скоропалительные кадровые решения могут принести вред не только Вашему имиджу руководителя, но и всему краю. Скандальный характер публикаций в прессе, распространение слухов, касающихся изменений в руководстве некоторых краевых организаций и предприятий, - лишнее тому подтверждение. Мы убеждены, что и глава администрации, и законодатели заинтересованы в совместной эффективной работе. Поэтому приглашаем Вас дать пояснения в части проводимой кадровой политики на очередной сессии краевого Совета. Считаем, что депутаты вправе получить ответы на вопросы, которые, на наш взгляд, затрагивают отнюдь не интересы отдельных людей, а определяют успешную работу целых секторов и отраслей экономики и социальной сферы края, то есть, в конечном счете, жизнь каждого конкретного человека.

Депутаты Краевого Совета народных депутатов: Е.А.Абрамова, А.Ф.Бедарев, Д.В.Бессарабов, Н.А.Быкова, В.А.Вагнер, И.В.Вльфсон, В.А.Добрыгин, С.М.Ермаков, С.В.Землюков, Н.Г.Золотухин, С.Г.Катаманов, С.Г.Корольков, Л.И.Кравцова, В.М.Красилов, Б.В.Ларин, В.В.Марков, В.А.Мещеряков, Г.М.Морозов, П.А.Нестеров, А.Г.Овсиевский, А.Г.Осипов, Р.Р.Пальталлер, Н.Г.Рудакова, Н.В.Рыжак, Н.А.Рябушенко, В.А.Сафронов, В.В.Семенов, С.Н.Серов, И.В.Солнцева, Ю.Н.Титов, Б.А.Трофимов, М.Г.Фокин, С.А.Шабалин,Ю.В.Шамков, А.А.Экарт.

Справка "СК": Интерпелляция (депутатский запрос) - обращение депутата парламента, группы депутатов, парламентского комитета к правительству, министрам, иным высоким должностным лицам с требованием дать разъяснения по проводимому политическому курсу или по каким-либо конкретным вопросам. (Энциклопедический словарь Конституции РФ).