октябрь 28, 2002
Можно ли нюхать колбасу и трогать фрукты в магазине?
"А вы что, с проверкой?" Продавцы барнаульского оптового рынка (пр. Космонавтов, 59), куда корреспондент "СК" приехал вместе с инспекторами Управления госторгинспекции по Алтайскому краю, с готовностью предложили нам на выбор самые лучшие колбасы, рыбу и мясо.
Что ж, торговых инспекторов на рынках иногда знают в лицо и плохого, конечно, не предложат. Рядовой же покупатель нередко сталкивается с просроченными и некачественными продуктами, обвесами и пересортицей. "До сих пор многим потребителям бывает неудобно разбираться c продавцом. Но почему покупатель должен платить свои деньги за некачественный товар? Покупатель всегда прав," - говорит торговый инспектор Вера Шкурова.
Не верь глазам своим
Торговые инспекторы приехали на оптовый рынок по звонку покупательницы, купившей, как она считает, недоброкачественную красную рыбу - свежемороженую горбушу. После разморозки мякоть рыбы превратилась в пюре.
"Женщина пошла к директору рынка, в лабораторию, потом нам в инспекцию позвонила. Я думаю, что она все это делала из-за того, что не была удовлетворена тем, как с ней поступили на рынке - продавец не вернула сразу деньги, - рассказывает Вера Шкурова. - Самое простое, что делают продавцы, подозревая, что нагрянет торговая инспекция, - убирают некачественный товар с прилавка. Говорят, что тот продукт, на который пожаловались, был последним и сейчас уже пришла новая партия и так далее".
Методов, которыми пользуются нечестные продавцы для того, чтобы "вручить" нам неходовой, просроченный и недоброкачественный товар, великое множество. Чаще всего по фактуре идет одно наименование товара, а на прилавке лежит нечто совсем другое.
Например, после того как упал спрос на американские окорочка и заграничных цыплят, продавцы стали делать так. Герметичную красивую импортную упаковку разрывали и выбрасывали, а цыпленка перемещали в простой полиэтиленовый пакет. И вот вместо бразильского бройлера вам уже предлагают... отечественную "птицу счастья" производства новосибирской птицефабрики. Печень американского производства завезенная на многие рынки города, у продавца, которого в тот день проверяли на рынке, почему-то оказалась алейской. "Это заведомый обман покупателя, предоставление недостоверной информации," - объясняют торговые инспекторы.
Сколько вешать в граммах?
Про просверленные гирьки, которые позволяют незаметно обвесить нас на несколько сот граммов, наши читатели, наверное, уже слышали. Однако у недобросовестых продавцов "со стажем" существует целая система обвесов. Есть и сезонные "приколы". Самым оригинальным нам показался способ, который применяют в летнее время: уличный продавец, обутый в шлепанцы, привязывает тонкую шелковую нитку одним концом к чаше весов, а вторым - к большому пальцу ноги. Ну и, соответственно, тянет за ниточку. Тут уж вес вашей покупки напрямую зависит от наглости человека по ту сторону прилавка. Часто ли вы, уважаемые покупатели, пользуетесь контрольными весами, которые есть в любом торговом зале?
Если вас обманули
Не надо бояться или стесняться отстаивать свои права: вы имеете право понюхать или потрогать товар, потребовать все сопровождающие его документы, заменить товар или вернуть деньги. Что делать, если договориться с продавцом не удалось? Наталья Буянкина, начальник отдела по защите прав потребителей и рекламе территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике:
- Если потребителю продан некачественный продукт питания, он имеет полное право обращаться и в СЭС, и в управление Госторгинспекции по Алтайскому краю, которые немедленно проведут анализ и контроль и серьезно накажут виновников. В любом случае потребитель имеет право предъявить претензию продавцу. При этом желательно (но не обязательно) наличие кассового чека.
И не важно, на какую сумму был продан продукт. Для бабушки-пенсионерки пять рублей за пакет скисшего молока - немалые деньги. Не имеет значения и суточный товарооборот торговой точки, супермаркет это или маленький магазинчик. Везде права и обязанности покупателей и продавцов одинаковы. Прежде всего, любой человек должен себя уважать как потребитель тогда и продавец станет уважительно к нему относиться.
Владимир Захаров, заведующий отделением гигиены питания центра Государственного санитарного эпидемиологического надзора в Алтайском крае:
- Центр Госсандэпиднадзора проводит полный комплекс исследований товара на его безопасность. По обращению потребителя мы приезжаем в торговую точку с проверкой. При этом мы не имеем права брать на анализ купленную продукцию, поскольку возможны случаи, когда гражданин сам не соблюдал правила хранения, и магазин вовсе не виноват. Если сведения подтверждаются, мы делаем предупреждение, выписываем штраф или составляем протокол о санитарном правонарушении в соответствии с законодательством, приостанавливаем реализацию и по результатам исследования принимаем окончательное решение.
Кстати, в этих организациях оперативно отреагируют на ваш звонок при условии, что он не будет анонимным.
Правила грамотной продажи продуктов
Согласно новым правилам ГОСТа, условия, сроки хранения и другая информация о товаре должны быть вынесены на упаковку товара. Магазины должны хранить товар в полном соответствии с этой информацией.
Маркировка товара должна содержать сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов и пищевых добавок), весе и объеме, о калорийности продуктов питания, содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Кроме того, обязательно должен быть указан юридический адрес изготовителя (адрес: "Москва. Россия" - неправильный).
С маркировкой должны совпадать все сопровождающие товар документы. В случае с рыбой маркировка должна быть на транспортной таре, а именно на больших коробках, в которых товар поступает в торговую сеть. Продавец должен хранить маркировку - вырезать с коробки этот листок и иметь всегда под рукой на случай, если покупатель захочет посмотреть дату улова.
Каждый продавец рыбных и мясных изделий должен иметь на свой товар: товаро- сопроводительный документ (товаро-транспортную накладную, счет-фактуру...), сертификат соответствия, удостоверение качества и безопасности на товар и ветеринарную справку. Покупатель имеет право посмотреть товар, потребовать документацию на него.
Если продукт не удалось реализовать в положенные сроки, он сразу снимается с реализации.
Как хранятся рыба и колбаса?
Сельдь холодного копчения хранят при температуре от 0 до -5 градусов и относительной влажности от 75 до 80% не более двух месяцев с даты изготовления (она указана на упаковке).
Вареные колбасы, сосиски, сардельки хранят на предприятиях и в торговой сети в подвешенном состоянии; мясной хлеб, вареные колбасы в искусственной оболочке диаметром свыше 80 мм - разложенными в один (!) ряд при температуре не ниже 0 и не выше 8 градусов.
Срок хранения и реализации устанавливается с момента окончания технологического процесса при температуре 5-8 С:
- вареных колбас и мясного хлеба высшего сорта - не более 72 часов;
- вареных колбас и мясного хлеба первого и второго сорта, сосисок, сарделек - не более 48 часов; - вареных колбас, упакованных под вакуумом: при сервировочной нарезке - не более пяти суток, сосисок, упакованных под вакуумом - не более трех суток.
Мария ГУРЬЕВА.