Тест на профессиональную гибкость

январь 5, 2005

Два месяца назад общественным советником главы администрации края Михаила Евдокимова по вопросам здравоохранения стал Артур Аскалонов. О том, как будет развиваться эта отрасль в ближайшее время, выясняла корреспондент "СК".

О реформе

- Как, по-вашему, отразятся реформы Германа Грефа и Михаила Зурабова в здравоохранении на жителях страны и края?

- Сегодняшняя структура здравоохранения настолько несостоятельна, что даже власть в нашей стране заговорила о необходимости реформ. С одной стороны, все нормативные документы гарантируют бесплатную медицинскую помощь. И власть-то ведь подтверждает, что обязательное страхование и краевой бюджет с трудом покрывают минимальные затраты, необходимые на лечение. А с другой... Медицинские услуги, постепенно вытесняя устаревшие технологии, становятся платными. И люди вообще перестают понимать, почему за то, что недавно было бесплатно, теперь нужно платить? Да, реформа, которую в российском здравоохранении должен провести Михаил Зурабов, требует финансовых затрат самих граждан. Но правительство понимает и то, что у 80% жителей страны просто нет средств, чтобы заплатить за лечение.

- А вы знаете, где краевая администрация может эти средства взять?

-Для этого федеральная власть должна сделать два шага. Первый она уже сделала. На федеральном уровне разработаны законодательные акты, позволяющие больнице изменить свой статус. И будущее - за некоммерческими лечебными учреждениями. Получив некоторую свободу, они могут, ориентируясь на спрос, быстро реформировать услуги, персонал и подразделения. В режиме эксперимента в нашем крае таким образом уже работает отделенческая клиническая больница станции Барнаул. Она открыта для тех, кто к ней идет с полисом обязательного и добровольного медицинского страхования, любыми другими взносами для оказания медицинской помощи. Руководство больницы само рассчитывает, сколько содержать медперсонала, сколько платить в зависимости от результативности и качества труда. Так, средняя зарплата врача здесь за последние пять месяцев составила 7800 рублей, среднего медперсонала - 4500, а младшего - 3000 рублей. Через год или два краевая власть будет располагать достаточной информацией о ходе этого эксперимента. Ей это нужно для того, чтобы модель некоммерческого медицинского учреждения могла работать в любой больнице.

Второй шаг федеральной власти сделать еще предстоит. Она должна пересмотреть минимальный тариф оплаты услуги по обязательному медицинскому страхованию, и тогда люди будут знать, за что платить, а за что государство уже внесло деньги.

О возможностях власти

- Что может сделать администрация края?

- Нам нужно сокращать неоправданные расходы. Взять, к примеру, специализированные виды медицинской помощи. Они же способны разорить не только край, но и государство. Поэтому бессмысленно вкладывать бюджетные средства в уникальную аппаратуру, если ее содержание потом обойдется в ту же сумму, что и ее цена. В крае 12 компьютерных томографов, тогда как во всей Великобритании их всего 10. Много дорогостоящей техники простаивает и не используется вовсе. Техническое оснащение должно соответствовать задачам и финансовым возможностям лечебного учреждения, а не быть бесполезным его украшением.

Между тем по некоторым видам оказания высокотехнологичной медицинской помощи (например, по кардиологии, пересадке почек и в других направлениях) край уступает Новосибирску, Красноярску, Новокузнецку, Томску. Возможно, не следует стремиться к тому, чтобы все виды помощи оказывать самим. Наверное, надо определиться и кооперировать свои усилия на межрегиональном уровне. Это также позволит сократить неоправданные расходы и даст людям возможность получать более качественную медицинскую помощь.

Сегодня неоправданны бюджетные затраты на муниципальные и краевые аптеки. Из 346 работающих аптек только 80 частных. Торговая наценка, применяемая муниципальными аптеками, колеблется от 27 до 30%, а в частных - от 20 до 25%. За то, что государственные аптеки выдают льготные и бесплатные медикаменты, им идет ежегодная доплата около 17, 5 млн. рублей, даются льготы по арендной оплате за помещение. Спрашивается, с какой стати? Вот вам и средства, которые можно высвободить и перенаправить, скажем, на борьбу с туберкулезом.

В крае же самая настоящая эпидемия туберкулеза! Смертность от него в полтора - два раза выше, чем в среднем по России. Это лишь по тем данным, которыми мы располагаем. Но если учесть, что флюорографические осмотры проходит только около 42% жителей, то реальные цифры значительно выше. Для того чтобы помочь остальным, нужно заменить 80 изношенных флюорографов, развернуть бактериологические лаборатории и создать новые места для больных. Мы посчитали, что в общей лечебной сети около 3,5 тысячи коек используется непроизводительно. Так лучше перепрофилировать 1,5 тысячи из них и финансировать фтизиатрию.

О враче

- Эти 3,5 тысячи коек обслуживают специалисты. Они же не виноваты в том, что в краевой медицине еще не создано гибкой системы рыночного реагирования.

- Но вы тоже поймите, что неэффективно работающие койки - это удавка для бюджета. Лучше увеличить финансирование больниц, работающих в интенсивном режиме, а высвободившиеся кадры укрепят поликлинический прием.

- Переквалифицируются во врачей общей практики?

- Необязательно. Можно проводить малые операции в амбулаторном режиме.

Но мы очень рассчитываем, что врач общей практики со временем станет в полном смысле слова семейным врачом. На Алтае самоутверждение этой службы идет пока вяло. Главная причина в том, что достойной оплаты труда такого специалиста пока не существует. Да и общество с его низкими доходами к соучастию в улучшении своего самочувствия сегодня не готово. (Когда люди все-таки платят, продав последнюю корову, это не есть платежеспособность.) Другая причина в том, что нет необходимого набора инструментов, позволяющих провести более качественное обследование. Теоретически организаторы здравоохранения убеждены, что врач общей практики – это лучше. Но пациент пока особой разницы между ним и участковым терапевтом не видит.

Артур Александрович Аскалонов родился в 1940 году в селе Куракине Сердобского района Пензенской области. С 1947 года проживает в Алтайском крае. После окончания Алтайского государственного медицинского института с 1964 по 1981 год работал в медицинских учреждениях Барнаула в качестве хирурга, ортопеда-травматолога. Сформировал и возглавил коллектив медсанчасти шинного, а затем моторного завода.

С 1981 по 1990 год Артур Аскалонов возглавлял отдел здравоохранения Алтайского крайисполкома. В 1990 году избран депутатом Верховного Совета, который принял два основополагающих закона, по которым здравоохранение работает и сегодня: «Основы законодательства об охране здоровья граждан» и «О медицинском страховании».

Артур Александрович Аскалонов – заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, автор более 150 научных работ. Автор и разработчик системы обеспечения качества медицинской помощи на региональном уровне, организации медицинской технологии оказания этапной медицинской помощи.