октябрь 13, 2011
Следственный комитет 4 октября сообщил о прекращении уголовного дела в отношении Владимира Колганова, экс-мэра краевой столицы. Причина: истечение срока давности привлечения лица к уголовной ответственности. Таким образом, в истории пресловутой "приватизации по-барнаульски" поставлена точка.
Этот лозунг в Барнауле уже неактуален.
Анна Зайкова
Уголовное дело в отношении Владимира Колганова было возбуждено 14 сентября 2009 года. А чуть раньше, в августе, губернатор Александр Карлин своим постановлением отрешил г-на Колганова от должности главы города. Это позволило многим говорить о политическом преследовании Владимира Колганова. Но что с точки зрения уголовного права пытались предъявить ему правоохранители?
…Декабрь 2009 года. Следствие по "делу Колганова" вошло в фазу активных действий: в самой мэрии и ее подразделениях проводятся многочасовые обыски. Пачки изъятых документов весят десятки килограммов. Следователей интересует в первую очередь документация, связанная с проведенными еще несколько лет назад аукционами по продаже муниципальной собственности. Впрочем, Александр Пономарев, глава следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Алтайскому краю, говорил о судебных перспективах этого дела очень осторожно.
…2005 год. Именно тогда, по версии следствия, Владимир Колганов начинает создавать "преступную схему", "действуя в интересах ряда предпринимателей". На самом деле все было просто и прозрачно. По инициативе мэрии гордума внесла изменения в местное законодательство: частные фирмы, так называемые "доверительные управляющие", получили право сдавать в аренду и продавать муниципальную недвижимость. По официальной версии, сделано это было исключительно в интересах барнаульского бюджета.
А вот на этом прозрачность и закончилась. Владимир Колганов и его окружение тщательно скрывали, кто стоит за фирмами, получившими столь почетное право. Позже выяснилось, что это были, например, близкие родственники самого мэра и одного из депутатов гордумы. Но поезд, как говорится, уже ушел. Так, за 2007 год "Барнаульская управляющая компания" и "Компания “ПК”" продали на аукционах около 40 объектов на общую сумму свыше 300 млн. рублей. Их вознаграждение составляло тогда 10% от итоговой стоимости помещения. Для сведения: штат "Барнаульской управляющей компании" состоял из трех человек.
По оценкам следствия, в результате привлечения управляющих компаний к приватизации бюджет города недополучил около 187 млн. рублей. Наиболее активно "частники" торговали муниципальной недвижимостью в 2006–2007 годах. В материалах правоохранительных органов есть следующие данные: экономическая "эффективность" торгов, проведенных за эти годы "Барнаульской управляющей компанией", составила минус 40 млн. 47 тыс. рублей. Из чего сложился отрицательный для бюджета результат? Возьмем, например, аукцион по продаже помещения на пр. Ленина, 2. Начальная цена, определенная независимой оценкой, составляла 4,2 млн. рублей. Итоговая цена – 4 млн. 450 тыс. рублей. Но в бюджет поступает чуть меньше 3,4 млн. рублей, так как свое вознаграждение забирает управляющая компания и уплачивается НДС. Как видно, реализация объекта по начальной цене и без привлечения продавцов-частников оказалась бы для города более полезной. И таких примеров было предостаточно.
Нельзя сказать, что общественность молчала, наблюдая за происходящим. Например, довольно жесткие вопросы, связанные с "приватизацией по-барнаульски", задавались на Общественном совете по развитию предпринимательства при губернаторе. Жаркие споры были и в стенах гордумы. Небольшой группе депутатов удалось добиться внесения поправки: продавать объекты впредь может только комитет по управлению муниципальной собственностью. И за нее проголосовали! Но поправка таинственным образом исчезла из итогового текста решения думы. Ее председатель Сергей Краснов тогда сказал, что "произошло недоразумение".
В общем, маховик был раскручен. Не смог он остановиться и после вмешательства прокуратуры в конце 2007 года. Надзорный орган запретил управляющим компаниям проводить аукционы. Но несколько торгов все же состоялись. А в начале следующего года Алтайский краевой суд признал: привлечение частных компаний к продаже муниципальной собственности противоречит нормам законодательства о приватизации. До возбуждения уголовного дела в отношении Владимира Колганова оставалось полтора года.
Часть 2 ст. 286 УК РФ, по которой обвиняли Владимира Колганова, предполагает наказание до семи лет лишения свободы. Но при этом данное преступление относится к категории небольшой тяжести. Срок давности в этом случае составляет два года. Следствие, не успев передать дело в суд, прекратило его 15 сентября 2011 года.