октябрь 13, 2011
"Единая Россия" готовится потратить на предвыборную кампанию 2011 года на четверть больше, чем в 2007 году. По оценке руководителя центрального исполкома партии Андрея Воробьева, только федеральная часть думской кампании обойдется "Единой России" в 450-500 млн рублей, в 2007 году эта статья была почти на 100 млн рублей меньше - 390 млн, напомнил Воробьев. Первые 200 млн поступят на счет сразу после регистрации партии в ЦИК - она намечена на 18 октября, пишет "Газета.Ru".
Федеральная часть будет израсходована на производство агитационных роликов и оплату их размещения в теле- и радиоэфире, сообщили партийцы. Согласно официальным расценкам федеральных телеканалов, во время предвыборной кампании, с 5 ноября по 2 декабря, один показ тридцатисекундного ролика в вечерний прайм-тайм (с 20.00 до 23.00) в будни на "России-1" обойдется в 1,21-1,24 млн рублей, на "Первом" - в 1,34-1,38 млн. В выходные дни, наоборот, дороже размещаться на "России", где полминуты агитации обойдется партиям в 1,4-1,43 млн рублей, а на Первом канале - в 1,1 млн рублей. Самой дорогой будет реклама в предпоследнюю неделю кампании, с 19 по 25 ноября, ценник вырастет примерно на 8-10%. Дешевле всего обойдется эфир ранним утром субботы и воскресенья, с 5 до 8 утра: 111,7 тысяч рублей на "России-1" и 126,2 тысячи рублей на "Первом". Прайм на дециметровых каналах куда дешевле: показ ролика на "Муз-ТВ" стоит не больше 67,9 тысяч рублей, на MTV - 37,4 тысячи рублей.
Таким образом, если партия сделает ставку на агитацию в прайм-тайм на федеральных каналах, то заявленных Воробьевым средств хватит приблизительно на 400 показов, то есть в среднем на показ роликов 2 раза в час на каждом из двух телеканалов ежедневно в лучшее вечернее время. Если же разместить всю рекламу на MTV, то бюджета хватит на 7400 показов, то есть 262 ролика в день и 10 в час, что также не нарушит закона о рекламе, который ограничивает рекламное время девятью минутами на один час вещания.
Помимо федеральной части избирательного фонда (по закону его размер не может превышать 700 млн рублей) партия может открыть отдельные счета в каждом регионе. Объем средств, которые разрешено иметь на таком счету, зависит от численности избирателей в регионе - от 15 млн до 55 млн рублей, пояснил "Газете.Ru" член Центризбиркома Евгений Колюшин.
По подсчетам Воробьева, с учетом региональных счетов "Единая Россия" может потратить на кампанию 3 млрд 370 млн рублей, однако на практике получалось всегда меньше. Как напомнил Воробьев, в 2007 году дополнительно к федеральной части партия собрала в регионах еще порядка 800 млн рублей, а в целом на кампанию 2007 года было израсходовано около 1 млрд 200 млн. В 2011 году потратить придется больше, признал Воробьев, причина — рост расценок. Оценить общий бюджет кампании Воробьев затруднился.
"Единая Россия" получает деньги из двух источников: во-первых, из бюджета раз в год ей как парламентской партии выделяется около 900 млн рублей в соответствии с полученным на выборах количеством голосов — по 20 рублей за голос ("Единая Россия" получила, по данным Центризбиркома, в 2007 году на выборах 44 714 241 голос избирателей). Остальные средства партии поступают от спонсоров — бизнесменов и компаний.
Между тем, Игорь Минтусов, председатель совета директоров компании "Никколо М", специализирующейся на политическом консалтинге и принимавшей участие во всех крупных кампаниях в новейшей истории России, полагает, что думская кампания может обойтись "Единой России" куда дешевле объявленной Воробьевым суммы за счет использования административного ресурса, который "настолько многогранен, что все разговоры о деньгах носят символический характер".
Жалобы на использование административного ресурса партией власти составляют значительную долю от всех сообщений, поступающих на адрес совместного проекта "Газеты.Ru" и ассоциации "Голос" "Карта нарушений на выборах". Например, в Чувашии на улицы Чебоксар вывели рабочих в накидках "Единая Россия", где они ремонтировали дороги во дворах за счет средств, выделенных из городского, а не партийного бюджета. В Екатеринбурге по распоряжению губернатора-единоросса Александра Мишарина ввели линейку "губернаторских" продуктов, цены на которые заморожены. В Мурманске рекламное агентство по требованию "Единой России" сняло с выгодного места возле оздоровительного центра оплаченные билборды "Мегафона", чтобы отдать рекламную поверхность под "социальную" рекламу "Единой России".