Руководитель студии "Фа-соль" Вера Николенко рассказала о коллективе, победах и планах

октябрь 16, 2011

"Фа-соль" была образована в 1997 году, ее основатели — Татьяна Кошкарова и Елена Филатова — придумали название студии, были первыми педагогами по вокалу и хореографии. Но потом творческие пути педагогов и студии разошлись, и уже семь лет бессменный руководитель "Фа-соли" — Вера Николенко.

О детях

Когда я пришла в студию, сразу обратила внимание на сумасшедшую отдачу педагогов, какую-то совершенно беспредельную любовь к детям. Атмосфера эта сохранилась до сих пор. Творить, учить, помогать, развивать воображение, трудолюбие. Наша студия именно УЧИТ детей. Конечно, главная цель — конкурсные дети, которые побеждают на фестивалях, берут Гран-при. Есть свои разработанные программы по вокалу.

Стараюсь набирать совсем маленьких детей и здесь, в студии, их "выращивать". Старшая группа со мной отзанималась больше десяти лет. Чем раньше начать занятия — тем лучше будет результат. Например, старшенькие пришли к нам примерно четырехлетними. Если приходят дети уже "подрощенные", мы берем и их, но им очень тяжело. Малышей я приучаю к дисциплине, к материалу, к себе. Они растут ответственными, понимают, мое слово — закон. А когда приходят дети со стороны, со своими сформировавшимися привычками, они почему-то воспринимают занятия в студии как кружок, как что-то несерьезное. У нас остаются дети, которые просто не могут без этого жить. Так что халявщикам здесь не место!

Есть ли у ребенка вокальное будущее, становится ясно примерно через год обучения. По истечении года мы приглашаем родителей на открытый урок —

ребенок выдает тот материал, который усвоил, и родители (конечно, совместно с ребенком) решают, стоит продолжать занятия или нет. Многие первые занятия воспринимают как утренник — встал на табуреточку, что-то спел, рассказал… А потом приходит понимание, что это прежде всего работа, а не игра. 

О творчестве

Много лет мы пытались отойти от песенно-хореографического репертуара, хотелось чего-то более интересного. И только в прошлом году это получилось — с младшими ребятами мы сделали музыкальный спектакль, со старшими — мюзикл "Стиляги нашего двора". С хореографией помогла Ирина Ткаченко, она работала профессиональным театральным хореографом. Музыку взяли из фильма "Стиляги", но историю написали свою, придумали диалоги.

Так получилось, что мюзикл первыми увидели не барнаульцы, а сочинцы. Мы сразу уехали на  международный фестиваль-конкурс "Хрустальная магнолия". Выступали в Зимнем театре, всех сразили наповал! Взяли Гран-при! А уже потом, на Пасху, показали мюзикл в Барнауле. Наша публика тоже хорошо приняла "Стиляг".

Сейчас планируем сделать вторую часть мюзикла, которая будет построена на мировых хитах. Не знаю, что из этого получится, не люблю предугадывать.

Идея о создании мюзикла лежала в голове очень долго. Я искала тему. В позапрошлом году со старшими ребятами сделали песню "Буги-вуги", и она очень хорошо пошла. Ребятам очень понравилось, решили продолжить эту "стиляжью" тему. Работали над спектаклем с октября по март. По-моему, получилось здорово.

В идеале я хочу превратить студию в музыкальный театр и создавать вместе с детьми мюзиклы. Главная моя задача — вырастить полноценного артиста, чтобы он мог не только петь и танцевать, но и играть на сцене, умел себя "подать". Поэтому мы и решили перейти на формат музыкального театра, это более интересно.

О победах

Младшие ребята тоже молодцы — они занимаются в группе "Перелетный возраст". С ними в июне этого года мы ездили в детский центр "Орленок". Туда нас пригласила администрация лагеря на обслуживание смены, работали артистами — все события, творческие вечера, открытие площадок были на нас. Прямо оттуда уехали на конкурс "Звездный Симеиз" в Ялту, и тоже взяли первое место! На Украину, кстати, всегда очень тяжело ездить, у них потрясающая фактура, нереальные голоса…

За историю нашей студии вообще было много побед, и все для нас очень важны. Например, в 2003 году мы впервые ездили на фестиваль "Кинотаврик" в Сочи, и там взяли Гран-при в номинации "Вокальный ансамбль". Было очень много артистов, в нашей подгруппе — 15 конкурентов! Мы делали песню "Тонкая рябина" в стиле RnB. Очень сложная в исполнении композиция. Репетировали везде — в номере, на пляже, за кулисами… Ребята сильно постарались. Пришли на награждение, и тут нам дают Гран-при — чуть не умерли от счастья! Это была настоящая победа.

Старшая группа почти всегда поет вживую, плюсовых фонограмм (с записанным голосом) у нас очень мало. Из-за этого, бывает, возникают проблемы — приглашают куда-нибудь выступить, например, с мюзиклом, а аппаратуры у них подходящей нет, приходится отказываться. Четыре-пять лет занятий в студии — и только после этого ребенок может запеть на сцене. Многие запели бы раньше. Нужен постоянный репетиционный зал, которого нет.

О классической музыке

Сравнивать обучение в нашей студии и в классической музыкальной школе нельзя. У нас — свободное творчество, мы эстрадные вокалисты. Все, что относится к пониманию текста, звука, его извлечению и восприятию — это к нам. В музыкальной школе выращивают музыканта, а мы выращиваем артиста. Все-таки если есть желание связать свою жизнь с классической музыкой, овладеть академическим вокалом и в дальнейшем поступить в муз-училище или в консерваторию — нужно идти в "музыкалку". Кстати, многие из моих деток совмещают занятия в "Фа-соли" и в музыкальной школе.

"Фа-соль" — образцовый коллектив края. Это звание мы получили в 2006 году. Сейчас в планах — получить звание "Образцовый коллектив России", думаю, у нас это получится.

Очень страдаем от того, что у нас нет своего помещения, приходится периодически переезжать. Сейчас опять переезжаем, на этот раз в ДК Октябрьского района на ВРЗ (бульвар 9 января, 99). Если будет помещение, мы сделаем настоящую профессиональную школу и переведем все на более высокий профессиональный уровень.