октябрь 16, 2011
В начале сентября в администрации Алтайского края был рассмотрен "черновой" вариант актуализированной Стратегии социально-экономического развития нашего региона до 2025 года. Над новой редакцией трудился Центр экономики Арктики Совета по изучению производственных сил. Документ предусматривает три возможных сценария развития экономики края: консервативный, модернизационный и инновационный. Важно, что во всех трех сценариях акцент делается на необходимости поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Какой же должна быть роль этого сектора экономики в стратегии социально-экономического развития края? Сегодня свою точку зрения по этому поводу высказывают эксперты.
Фундаментальная особенность Алтайского края — в том, что его экономическая структура сформирована в основном малыми и средними субъектами экономической деятельности. Более того, мы знаем мировую тенденцию: в тех странах, в которых проходит или прошла постиндустриальная трансформация, после распада крупного промпроизводства рождается малый бизнес. В итоге экономическая и социальная роль малых предприятий повышается, мощно проявляется их роль как носителей инноваций, экономической гибкости, отзывчивости на конъюнктуру рынка.
При этом мы имеем дело с сетевым феноменом: это подвижная флуктуирующая сеть предприятий, активно взаимодействующих и сцепленных друг с другом. И такая развитая сеть позволяет экономике быть современной, уйти от косности и склеротичности, нередко характерной для периода индустриального развития.
Да, часть бизнеса работает в теневом секторе. Но вопрос о "тени" — это не вопрос репрессий в отношении тех, кто уходит в тень. Это вопрос об облагораживании структуры предприятий, о том, чтобы они становились более интеллектуальными, строили долгосрочные взаимоотношения с серьезными партнерами, — вот что надо стимулировать. Инновационные, интеллектуальные предприятия, фирмы, отпочковавшиеся от университетов с участием профессуры и студентов, — это предпринимательство не теневое.
И форм стимулирования развития такого бизнеса много. Одна из апробированных — расширение интеллектуальных площадок, развитие сети бизнес-инкубаторов. В крае они есть, но только в Барнауле и Бийске. Такие инфраструктурно обустроенные, связанные с миром интернет-сетями площадки должны быть в каждом райцентре. Причем такие сетевые формы поддержки более эффективны, чем атомарная поддержка отдельного предприятия, приводящая к высоким издержкам по распределению средств.
Что еще важно с точки зрения развития предпринимательства? Привлечение в регион внешних потоков знания, новых компетенций, которые вам нужны. Это и работа с алтайской диаспорой с тем, чтобы выходцы из Алтая создавали здесь предприятия, это и совместные предприятия, фирмы с иностранным участием.
Ряд экспертов сегодня оценивает руководство регионов и городов по числу создаваемых на территории новых малых предприятий. Я с этим согласен: число рождений новых фирм — показатель динамичности, гибкости, пластичности местной экономики. Выигрывают именно те регионы, которые этими качествами обладают.
Приоритетность роли малого и среднего бизнеса в стратегии социально-экономического развития региона необходимо рассматривать в первую очередь с учетом инновационной составляющей, которую несет с собой предпринимательская деятельность как таковая. Кроме того, особая значимость данного сектора будет возрастать пропорционально участию частного капитала в перспективных для региона направлениях деятельности, включая сельскохозяйственное и перерабатывающее производство, туризм, наукоемкий бизнес.
Реальные предпосылки такому сценарию развития малого и среднего бизнеса в регионе есть. По всем основным индикаторам динамика развития предпринимательства края характеризуется устойчивым ростом. С 2005 по 2009 годы в два раза выросло число малых предприятий, в полтора раза — среднесписочная численность работников на малых предприятиях, почти в три раза — инвестиции в основной капитал малых предприятий. Удельный вес субъектов малого и среднего бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов края составляет более 78%.
В последние годы тенденции распределения субъектов предпринимательства по видам экономической деятельности демонстрируют рост количества хозяйствующих субъектов, занятых в сельском хозяйстве (почти в три раза по отношению к 2008 году), в обрабатывающих производствах на 18%, в сфере производства и распределении электроэнергии, воды и газа — на 69%, в строительстве — на 21%.
Также наблюдается существенное увеличение внутренних затрат сектора предпринимательства на научные исследования и разработки. Уже сегодня в крае участие государственного и частного секторов экономики в финансировании научных исследований и разработок осуществляется практически в равных долях.
С учетом этого приоритеты региональной политики государственной поддержки предпринимательства акцентированы на динамично развивающихся малых предприятиях и начинающих субъектов, прежде всего в сфере производства и инноваций, а также на тех, чья деятельность носит социально значимый характер в развитии конкретных территорий края.
В результате осуществления комплексных мероприятий к 2025 году прогнозируется увеличение до 30% удельного веса продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП, а также до 60% удельного веса занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике. Доля инновационно активных малых предприятий должна составлять более 10%.
Стимулирование предпринимательской активности первостепенно и с точки зрения улучшения качества жизни нашего населения. Новые услуги, качественные товары, инфраструктурные объекты, рабочие места, создаваемые малым и средним бизнесом, в целом сейчас выступают определенным гарантом социальной стабильности и в перспективе должны коррелироваться с запросами общества.
Роль малого и среднего бизнеса и в развитии экономики края сложно переоценить. Более того, я уверен: если мы строим рыночную экономику (а курс руководства страны нацелен на это), альтернативы нет. История всех экономических систем, развивавшихся естественным путем, показывает: любой крупный бизнес начинался с небольшого, часто — с обыкновенной торговли. И по мере роста бизнеса предприниматели создавали производственные, сервисные компании, и так развивалась экономика.
И власти это понимают. На порядок увеличились как объем помощи малому и среднему бизнесу, так и формы поддержки. Многие уже забыли, что совсем недавно малый предприниматель не мог получить кредит в банке. А сегодня он уже выбирает, в каком банке выгоднее условия, где его лучше обслуживают.
Но бизнес будет развиваться быстрее и эффективнее, показывать более высокие результаты только в условиях реально действующей конкуренции. И с точки зрения стратегии развития региона создание таких условий, пожалуй, ключевая задача.
Возьмите пример: у нас наиболее развита конкуренция в сфере торговли. Именно конкуренция вынуждает предпринимателей снижать издержки, сокращать маржу, внедрять инновации. Вы можете себе представить наши магазины без всех этих наклеечек, штрихкодов и т. д.? Наверное, нет. А почему они пошли на внедрение этих новых по тем временам технологий? Потому что в противном случае были бы вынуждены уйти с рынка.
Какой бизнес нужен Алтаю? В первую очередь грамотный. Когда руководители жалуются на плохие продажи, я задаю вопрос: а что вы сделали для того, чтобы увеличить продажи? Предприниматель не должен заблуждаться, думая, что он все знает, что выстроит бизнес благодаря, скажем, связям. И примеры грамотного построения бизнеса есть. Многие уже понимают, что производить нужно то, что востребовано рынком. Что нужно вкладывать средства в энергосбережение, потому что это позволяет удержать цены и долю на рынке. И делают они это в том числе с помощью малых предприятий, поставляющих энергосберегающее оборудование, оказывающих консалтинговые услуги.
Второй вопрос: какой бизнес нужен краю с точки зрения стратегии его развития? Аграрные перспективы Алтая очевидны, и это хорошо, потому что мы застрахованы от колебаний конъюнктуры на сырьевых рынках. Но нам важна глубокая переработка, о чем не раз говорил губернатор. Второе — и в этой области уже делается немало — развитие туризма. Создание особой зоны "Бирюзовая Катунь" неизбежно будет привлекать крупные компании, а вокруг них будет развиваться и малый бизнес. Я уверен: ниш для развития бизнеса в нашем регионе очень много.
Распределение внутренних затрат на научные исследования и разработки по секторам деятельности в Алтайском крае:
42,4% - предпринимательский сектор
44,1% - государственный сектор
13,4% - сектор высшего образования
0,1% - сектор некоммерческих организаций