октябрь 24, 2011
Немецкий предприниматель Александр Камозин родился в Барнауле. Он владелец торговой марки Kamozin, под которой выпускаются сигары, аксессуары для курения, мужские запонки и серьги. Торговая марка – основная ценность его бизнеса. Ведь продукция Kamozin производится на предприятиях-партнерах в Европе, Африке, Северной и Южной Америке, а собственного производства предприниматель не имеет. О развитии бизнеса на основе брэнда Александр Камозин рассказал в интервью.
Александр Камозин.
Олег Богданов
- Александр, обычно бывает наоборот – сначала появляется производство, а потом – торговая марка. Как получилось, что ваш бизнес начался с брэнда?
- Идея создать свой бизнес возникла у меня, когда я работал в российской компании, которая тоже под собственной торговой маркой продает сигары, коньяк, аксессуары для курения. Я развивал департамент продаж. В какой-то момент понял, что работать на кого-то мне больше не интересно, и решил заняться бизнесом в этой же сфере. У меня были необходимые знания и связи. В 2008 году я создал собственную торговую марку Kamozin. Ее дизайн мы разрабатывали совместно с моим отцом, его зовут, как и меня, Александр Камозин. Когда-то он работал в Барнауле, занимался проблемами благоустройства города, рекламой, развитием афганского движения. Сейчас он известный дизайнер брэндов, предметов, одежды, живет в Берлине. Кстати, развитием марки моего прежнего работодателя тоже занимался мой отец. Первыми товарами, выпущенными под брэндом Kamozin стали сигары и хьюмидоры.
Несколько лет назад я прочитал книгу о Зино Давыдове, который основал марку Davidoff. Мне понравился его принцип построения бизнеса. По сути, он раскрутил свое имя, сделав его брэндом. А затем продавал лицензии на производство товаров под маркой Davidoff различным компаниям на определенный период времени. Моя цель – выстроить аналогичный бизнес. Что-то производить самому, мне неинтересно. Мне нравится искать партнеров по всему миру, работать с ними, разрабатывать дизайн продукции, продвигать ее.
- На первый взгляд кажется, что для начала подобного бизнеса инвестиций нужно немного…
- Это обманчивое впечатление. Требуются затраты на создание брэнда. Он должен быть хорошо проработан, должен позитивно восприниматься людьми. Например, логотип марки Kamozin нравится большинству людей, которые его видят. Его секрет в том, что он выполнен по принципам так называемого "золотого сечения". Человек автоматически воспринимает подобное изображение как красивое, элитное.
Еще больше расходов нужно на рекламу. Не имея рекламного бюджета хотя бы в размере 100 тыс. евро, не стоит начинать подобный бизнес. Кроме этого необходимо закупать товар у производителей. За три года развития брэнда Kamozin объем инвестиций в него составил порядка 300 тыс. евро.
- Любой брэнд несет в себе определенную смысловую нагрузку и ценности. Каковы они у марки Kamozin?
- Полностью название марки звучит так – Kamozin. Style & Pleasure. То есть я хочу, чтобы брэнд Kamozin ассоциировался у потребителей со стилем и удовольствием. И то, и другое связано с товарами класса luxe, с которыми мы работаем.
- Какие риски существуют при подобной схеме развития бизнеса?
- Самое сложное – это приучить потребителя к товарам, произведенным под своей маркой. Ведь мы работаем с состоятельными людьми. Они уже, как правило, не очень молоды и имеют устоявшиеся привычки. Например, известно, что человек, который курит сигары, очень консервативен в своих предпочтениях. Если он привык он с молодости курить, например, Cohiba, то перейти на что-то другое ему будет сложно. Поэтому сейчас мне важно вырастить свою "генерацию покупателей" сигар Kamozin. То есть нужно, чтобы молодые люди, которые в первый раз пробуют сигару, пробовали именно мои сигары. У меня уже есть такие знакомые. И они мне говорят: "Саша, мы можем курить только твои сигары". Нужно, чтобы таких людей становилось больше.
- Где продаются товары Kamozin?
- Их можно найти в бутиках Берлина, Москвы, Санкт-Петербурга. Собственной розницы у меня нет, потому что мне иметь ее невыгодно. Моя продукция нуждается в специализированных местах продаж, куда человек приходит специально, и где есть ассортимент. В Барнауле я тоже сотрудничаю с дистрибьюторами сигар и аксессуаров для курения. Но сигары здесь я не продаю, в барнаульских магазинах вы можете найти только относительно недорогие аксессуары для курения – обычные сигаретные пепельницы, хьюмидоры и др. Сигары здесь не самый востребованный товар. Например, показательно то, что в ресторане "Гранмулино" - довольно статусном заведении города – в среднем продается всего одна сигара в месяц.
- Вы работаете со многими производителями. Как контролируете качество продукции?
- Я по своей натуре человек очень общительный. Еще работая не в своей компании, я часто посещал различные выставки, связанные с сигарами. И любую свободную минуту использовал для того, чтобы с кем-то познакомиться. Со многими из этих людей у меня сложились теплые личные отношения. Я им доверяю, и знаю, что брак они мне не подсунут. Также я посещаю те предприятия, которые производят мне продукцию, и имею представление о том, как у них организован производственный процесс.
На коробках под брэндом Kamozin указано, кто произвел содержащийся в них товар. Поэтому человек, купивший, например, сигары, оценивает их не только с точки зрения марки, но и с точки зрения предприятия, которое их выпустило. А каждый мой партнер производит товар не только для меня, и собственная репутация ему тоже дорога. Да и найти другого производителя мне не составит большого труда, если кто-то меня подведет.
- Тогда в чем необычность товаров под маркой Kamozin? Как вы создаете свою продукцию?
- Что касается сигар, то я просто выбрал сочетание табаков на свой вкус. Пробовал разные варианты, остановился на нескольких, попросил производителей изготавливать именно их. Если говорить об аксессуарах для курения и бижутерии, то мы совместно с моим отцом сами разрабатываем для них дизайн. Некоторые вещи не просто дизайнерские, они эксклюзивные, существуют в единственном экземпляре. Людям это всегда приятно.
- Вы планируете расширять линейку товаров?
- Да. Готовятся к выпуску женские шелковые платки 22 расцветок. Их уже произвели, мы ведем переговоры с бутиками по поводу условий их продаж. В скором времени мы начнем продавать трубки Kamozin. Я нашел в Берлине прекрасного мастера по изготовлению трубок вручную. Он сейчас делает нам три разных модели этого аксессуара. Их стоимость – от 1 тыс. евро. В Германии и Дании разрабатываются самые лучшие трубки в мире. Также я подумываю о том, чтобы начать выпуск часов, у меня даже есть необходимые связи в Швейцарии. Я уверен, что это бы позволило увеличить объем продаж других продуктов. Возможно, начну выпуск одежды. Мне очень интересно разработать дизайн собственной коллекции.
- Какой из ваших продуктов приносит вам больший доход?
- Бижутерия и аксессуары для курения продаются лучше, чем сигары. Поэтому я, возможно, в скором времени приостановлю их продажу. На потреблении сигар негативно сказался мировой финансовый кризис. Если до него люди спокойно покупали сигару за 8-10 евро, то сейчас они готовы покупать за 4 евро. Помимо этого, плохо сказывается на продажах сигар антитабачная кампания в России и во всем Мире. Планируется увеличить акцизы на табачные изделия. А в Германии пачка сигарет уже сейчас стоит 6 евро. В общем ситуация для развития этого направления бизнес не самая благоприятная. Хотя в прошлом веке в Америке люди, которые курили сигары даже приравнивались к некурящим, потому что сигарный дым человек в себя не вдыхает. Отчасти из-за снижения объема продаж сигар я и решил заняться производством женских шелковых платков. Ведь женщины любят и всегда будут любить красивые вещи, этот товар более массовый.
Себестоимость одной сигары – 4 евро. Я продаю их по 8-12 евро в зависимости от вида. С учетом транспортных расходов я зарабатываю с одной сигары 3 евро. Это нормально. На аксессуарах можно заработать больше. Здесь уровень наценки потенциально может достигать 500% и больше. Особенно, если вещь эксклюзивная. Я пока не делаю слишком высокий ценник, так как моя марка пока все-таки новая. В бутиках есть хьюмидоры такого же качества, как наши, но с менее интересным дизайном, по цене в пять-десять раз выше. В некотором роде можно сказать, что наши покупатели даже "ведуться" на высокую цену, она у них ассоциируется с высоким качеством.
- Через какое время, по вашей оценке, вы достигнете своей цели и начнете продавать лицензии на производство товаров под маркой Kamozin?
- Мне сложно сказать, но думаю, лет через пять.
- А вы не думали о том, чтобы просто продать марку?
- Вообще мне уже даже делали предложение о продаже моей марки. Это был один русский бизнесмен, который во время кризиса перевез бизнес в Финляндию, открыл там пару отелей. Он предлагал мне за нее $2 млн. Но я отказался. Я подумал, если мне уже сейчас столько денег предлагают за мою марку, то что будет после того, как я еще над ней поработаю. Да и жалко мне продавать, ведь я в это дело вкладываю свои силы, душу. Хочу его детям оставить.
- Почему вы зарегистрировали бизнес в Германии, а не в России?
- Я пока не хочу регистрировать бизнес и марку в России. Потому что если вдруг каким-то образом будут нарушены мои права, защитить брэнд будет проще в Германии. Там люди очень законопослушные. У этого есть и оборотная сторона – бизнес проверяется жестко по всем статьям. Я тщательно подбирал себе бухгалтера, потому что самому мне сложно разбираться во всех тонкостях закона и отчетности. Всеми этими вопросами занимается он. От него действительно многое зависит, в том числе количество претензий надзорных органов и исход проверок. Я только проверяю отчеты. Зато все патенты и копирайты марки Kamozin зарегистрированы на меня. Я, правда, в какой-то момент пожалел, что сделал так, потому что самому приходится решать различные рутинные вопросы в случае возникновения каких-то проблем.
О видах сигар
- Я продаю сигары с тремя разными вкусами. Они варьируются в зависимости от страны, где произведена сигара(Никарагуа, Мексика, Доминиканская республика). Формат моих сигар – робуста (длина — 127 мм, толщина — 21,4мм), форма – торпеда (длина — 133 мм, толщина — 19,8мм). Они действительно напоминают торпеды по форме. Мне самому нравится курить именно такие сигары. У них самая оптимальная длина и время курения. Сигары Kamozin ручной работы, поэтому они все разные. У десяти разных роллеров из одного и того же табака сигары одного и того же формата и формы получатся все равно разными. У сигар ручной работы особая энергетика.
О вкусах
- По моим наблюдениям, покупатели сигар в России ориентируются скорее на то, как они выглядят, чем на их вкус. Но людей, которые по-настоящему разбираются в сигарах, в России сегодня уже довольно много. В разных городах Россииоткрыты сигарные клубы, самый известный из них – Московский сигарный клуб. Обычным же россиянам часто важен не вкус сигары, а сам факт ее курения. Им кажется, что сигары повышают их статус в глазах окружающих. Это все равно, что носить часы Rolex, например. Самым известным российским производителемсигаря считаю Вячеслава Кирсанова. Он выпускает сигары под своей маркой Kirsanoff, производит он их в Никарагуа и в Доминиканской республике по своей особой рецептуре и со своими секретами.
О проекте в Интернете
- Одним из моих увлечений является Интернет. Я стал пользователем Сети, когда еще Рунета не было. А в социальных сетях зарегистрировался, когда они только появились. Создавал там свои группы, модерировал их. У них была очень высокая посещаемость. В одной из соцсетей мою группу посещали 2 млн. пользователей в год. Если бы сейчас они существовали, я бы запустил туда информацию о Kamozin. Но в определенный момент владельцы этих сайтов заблокировали самые посещаемые группы, в том числе и мои. Поэтому я решил создать собственную социальную сеть kamozin.com, запустил ее в январе текущего года. У нее сейчас порядка 5 тыс. зарегистрированных пользователей. Ее основная тематика – это культура, искусство, психология, философия, эзотерика. Я ее создал с одной стороны для интернет-общения, а с другой – для продвижения своего брэнда. Я считаю, что у этого проекта есть перспективы. Потому что в мире все со временем умирает и перерождается. То же произойдет и с известными сейчас социальными сетями. Людям скоро надоедят сайты, где много детей и спама. Им будут интересны специализированные проекты.
Александр Александрович Камозин (Киндт) родился 13 марта 1981 года в Барнауле. В 1993 году с семьей переехал жить в Германию. В 1995-2003 годах работал в немецких русскоязычных журналах "По свету" и "Мосты" в качестве корреспондента и художника. Служил в Президентских войсках в Берлине. В 2001-2004 годах работал начальником отдела в компании Golden Mile GmbH "BOSSNER" (крупный германский производитель и дистрибутор сигар ручной крутки марки Bossner). С 2004 по 2006 год - менеджер по продажам электроинструментов в компании "DWT SWISS AG". Проходил тренинги по управлению социального технолога и бизнес-тренера, директора "Таллиннской школы менеджеров" Владимира Тарасова. В 2008 году основал компанию Kamozin. Style & Pleasure. Г-н Камозин занимается живописью. Его работы принимали участие во многих российских и германских выставках, а также находятся в личных коллекциях в России, Германии, Франции, Польше, Китае, Мексике.
Сейчас Александр Камозин живет со своей семьей в Барнауле. У него две дочери (живут в Германии) и сын (в Барнауле).