ноябрь 1, 2011
Не всем прямым рейсам из Барнаула на зарубежные курорты суждено состояться. За последние две недели из расписания авиакомпании Nord Wind, собственного перевозчика "Пегаса", исчезли маршруты Барнаул — Шарм-эль-Шейх и Барнаул — Пхукет, а также часть рейсов в Бангкок, которые должны были выполняться с ноября по май. В краевых турагентствах, клиенты которых успели забронировать туры на эти рейсы, если не паника, то аврал: нужно срочно искать другие варианты или возвращать деньги за оплаченные путевки.
Самолеты на египетский и тайский курорты (не состоятся 32 рейса) должны были вылетать из столицы Алтайского края раз в две недели, и только на двух этих "цепочках" на отдых могли отправиться более 7 тыс. человек. Программа в Бангкок сокращена почти вдвое, а это еще около 3 тыс. мест. В целом первоначальные планы оператора сокращены вдвое. Напомним, в течение сезона "Пегас" планировал отправить на курорты из Барнаула почти 20 тыс. человек.
Руководство "Пегаса" объясняет свой шаг низким спросом на туры, а также недоверием агентств. Впрочем, снятию Шарм-эль-Шейха никто не удивился — спрос на отдых в Египте после беспорядков восстанавливается медленно. А вот спрос на Пхукет есть — это подтверждают и местные компании, и сам оператор. Но большинство предпочитает вылетать туда из Новосибирска, как это было до появления прямого рейса.
Анна Подгорная, генеральный директор "Пегас туристик", считает, что региональные партнеры сами не захотели развивать новое направление.
Когда боишься: "Ой, не знаю, полетят или не полетят", туристы заражаются этим недоверием и говорят: "Вы знаете, я лучше через Новосибирск". Если вы не доверяете этим рейсам, о чем тогда говорить? Значит, они не взлетят. Я хотела бы сказать: ребят, если мы работаем, то работаем вместе, а если кто-то из партнеров начинает сомневаться, ничего не получается. Нам как быть в этой ситуации? Пустить первый рейс пустым, чтобы вы увидели, что он летит, и только потом вы начнете бронировать остальные? Финансовые риски лежат только на операторах. А без альтернативы мы еще не оставляли никого. Если мы пересаживаем туристов по своей инициативе, то не вводим никаких штрафных санкций для агентств.
Но, как ни парадоксально, проиграли в этой ситуации агенты, которые доверяли, то есть забронировали своим клиентам путевки на отмененных рейсах.
Турагентства, конечно, лихорадит. Они несут финансовые потери, так как не все туристы соглашаются на альтернативные варианты и требуют полного возврата стоимости тура. У туристов порой возникают эмоциональные реакции, когда они узнают, что их рейс отменен. Для них в этой ситуации есть только два пути: соглашаться на предложенные альтернативные туры либо забирать деньги. Во втором случае оператор возвращает агентствам стоимость тура — тогда турагент должен вернуть клиенту и свою комиссию, которую он честно заработал.
Убытками для турфирм становятся издержки по организации тура (рабочее время, междугородные переговоры и т. д.). К примеру, на поиск вариантов и согласование всех формальностей только по одному нестандартному туру может уйти несколько дней.
Это настоящая нервотрепка. Адекватную замену уже забронированным турам подобрать можно не всегда — из Барнаула вообще не так много вариантов вылета. И если туристы планировали отправиться в поездку 24 декабря и встретить на отдыхе Новый год, как им предлагать, к примеру, вылет 16 декабря с возвратом 29-го? Особенно если дату отпуска невозможно перенести… Даже у самых лояльных клиентов, которые сейчас меняют планы, осадок останется по отношению к нам. А это — престиж фирмы.
Некоторые представители турагентств в разговорах тет-а-тет предполагают, что снять могут и прямые рейсы из Барнаула в Санью, и в Хургаду. Пока эти опасения не подтверждаются: туристы бронируют путевки и места в первом рейсе на китайский тропический остров Хайнань были заблаговременно проданы. Самолет вылетел 24 октября. Два вылета в Хургаду также благополучно состоялись, как и первые рейсы в Бангкок.