ноябрь 3, 2011
Вести свой судебный процесс сегодня можно, вообще не заходя в суд (если, конечно, позволят обстоятельства дела). Правда, пока только в арбитражный, где, как известно, судятся только предприятия, учреждения и частные предприниматели. Находясь на рабочем месте или сидя дома у компьютера, вы подаете исковое заявление через особый интернет-сервис, а решение суда получаете через "Почту России" – такие технологии.
Нельзя сказать, что эти высокие технологии ворвались в арбитражный суд как-то уж слишком неожиданно: в том же направлении сейчас пытаются идти все госучреждения. И все же многими достижениями прогресса в работе с арбитражным судом мы еще не пользуемся.
Я думаю, не потому, что они не нужны. Просто мы о них не все знаем.
Применение этих новшеств в арбитражном суде края уж, наверное, год как вышло из стадии эксперимента... Обычно считается: госучреждения отстают от времени, уровень их "Е-готовности"* средненький. В нашем же случае отстаем, скорее, мы – те, кто в суд обращается. Взять, к примеру, число поданных "Е-документов".
– Сегодня в электронном виде поступило порядка 10 документов. – Людмила Брыткова, сотрудник отдела делопроизводства арбитражного суда края, – человек, который принимает "послания из Сети". Она обрабатывает все, что пришло по электронной почте. Она же направит гражданину ответ, если при подаче иска он в чем-то ошибся (см. схему).
С Людмилой Юрьевной я говорила в середине дня. К вечеру может прийти еще полтора-два десятка электронных писем. 20–30 в день – может, и не капля в море, но все ж маловато. Ведь в целом в арбитражный суд края поступает более 300 документов в день (в том числе более 100 исковых заявлений). Доля электронных, получается, менее 10%. Хотя, если подумать, Интернет нынче много дешевле затрат на проезд в суд.
– Есть такой сервис "Мой арбитр.ру", – говорит юрист Дмитрий Бобров, с которым мы встретились в здании суда. – Он позволяет подавать документы, сидя за компьютером: выбираешь, допустим, отзыв на жалобу и отправляешь жалобу в адрес суда.
– Подождите, а подпись-то как? – не понимаю я.
Подпись, как выясняется, не проблема вовсе: документ сканируют и отправляют в суд.
– Рабочая группа в Высшем арбитражном суде каждый месяц обобщает замечания к работе системы, поступающие с мест, и постоянно совершенствуют систему, – говорит Антон Сбитнев, руководитель секретариата председателя суда.
... Эксперимента ради захожу на сайт суда и через "картинку" "Подать документ" вхожу на "Мой арбитр.ру". На сайте я зарегистрировалась давно – еще когда здесь только вводили эти новшества. Вот "электронный страж", он следит за всеми обновлениями интересующих меня дел и шлет уведомления мне на почту.
А вот и опция для подачи "Е-документов". Щелкаю на нужную мне надпись: "Иск". Открывается форма (бланк) – заполняй, присоединяй документы и отсылай. Дело за малостью: найти юридическое лицо, от чьего имени я подам какой-нибудь иск...
С Дмитрием Бобровым я познакомилась в особом помещении – зале ВКС, или видеоконференц-связи. Я немного опоздала к началу – заседание уже шло. Но шло в Кургане – в арбитражном суде области, а мы происходящее видели на большом телеэкране.
В нашем зале находится ответчик – алтайская фирма, а точнее, конечно, его представитель. Он отвечает на вопросы "удаленного" суда, аргументирует свою позицию. Видеосвязь с Курганом обеспечил наш суд по ходатайству фирмы.
– Обычно на судебные процессы с другим регионом уходит трое суток, видеоконференц-связь, конечно, экономит и время, и деньги, – поясняет Дмитрий Бобров.
В зале присутствует еще и дежурный судья – без него, вообще-то, заседание не начнется. Его задача – отследить явку, установить личность участников, проверить их полномочия. А если бы судебный процесс вел суд Алтайского края, ходатайство об организации видеосвязи заявлял бы Курган или, конечно же, любой другой регион.
– Проблему я вижу одну, – продолжает Бобров, – нет возможности в ходе процесса непосредственно рассмотреть все документы, поданные той стороной в ходе заседания. Если во второй-третьей инстанциях обычно в деле есть уже все документы, то в первой могут появиться новые – сейчас, к примеру, было заявлено ходатайство. Если б та сторона направила его по электронной почте, допустим, утром, вопросов бы не было.
Таких "телемостов" в арбитражном суде края проводится пока не очень много – 50–60 в месяц. Но значительно увеличить число трудно: зал ВКС здесь пока только один. Возможно ли, чтобы человек, находясь, скажем, в Горняке, выходил на связь с Москвой или другим регионом через посредничество арбитражного суда хотя бы со временем?
– Закон "О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении граждан-должников", который пока обсуждается, рассматривает возможность создания так называемых судебных присутствий – своего рода удаленных офисов, где находится судья либо аппарат, который представляет арбитражный суд, а судьи туда приезжают, – поясняет Антон Сбитнев. – Это сегодня один из вариантов развития системы.
Ознакомиться со всеми процессуальными документами по делу – сделать это может любой гражданин.
Подписавшись на "электронный страж", получать на свой компьютер информацию о ходе процесса.
Рассчитать размер госпошлины.
Рассчитать проценты за пользование чужими денежными средствами.
Заполнить и распечатать платежный документ для оплаты госпошлины и экспертизы.
Высказать замечания к работе суда.
Подать жалобу на действия судьи и работника аппарата судьи. При этом отправка электронной жалобы не требует направления ее копии в бумажном виде.
На каждом этаже арбитражного суда Алтайского края расположены информационно-справочные киоски, в которых можно в режиме онлайн отследить результаты заседания. Киоски в арбитражные суды России поставляет российская компания Kraftway, поставки осуществляются централизованно. Основной разработчик программного обеспечения для сайта арбитражных судов – компания "Гарант-Интернет".
42 – столько судей работают в арбитражном суде края.
* "Е-готовность" – состояние развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.