Профилактика экстремизма - дело тонкое, считает юрист Валерий Мазуров

ноябрь 3, 2011

Валерий Мазуров, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Алтайского госуниверситета, считает, что профилактику экстремизма нужно начинать с детства, а наказания за подобные преступления следует ужесточить.

— Дайте, пожалуйста, определение понятия "молодежный экстремизм". Какова специфика этого явления в молодежной среде?

— Однозначного определения нет ни в науке, ни на практике. Экстремизм — это приверженность крайне левым, крайне правым взглядам, преимущественно в политике. К таковым можно отнести, например, и организацию беспорядков, и теракты. В федеральном законе о противодействии экстремизму нет развернутого определения экстремизма, но есть определение экстремистской деятельности.

По моему мнению, экстремизм нужно рассматривать в двух составляющих: экстремистские настроения, за которые не предусмотрены ни уголовная, ни административная ответственность, — и именно на этом уровне нужно заниматься профилактикой — и экстремистская деятельность,
т. е. правонарушения и преступления экстремистской направленности. Молодежные экстремистские группировки — это прежде всего группировки националистической направленности, в меньшей степени — религиозной.

— Считать ли, с вашей точки зрения, экстремистами антифашистов, антиглобалистов, анархистов, активистов крайне левых организаций?

— Их идеи могут быть прекрасны, но методы, которыми они работают, зачастую действительно не уступают экстремистским. Антифашисты в своей борьбе с фашистами, например, совершают хулиганские действия. Если их деятельность не сопряжена с нарушением российского законодательства, их можно рассматривать как позитивное движение, но если их методы могут квалифицироваться как административное правонарушение или уголовное преступление, то далеко ли они в этом случае ушли от экстремистов? Если вы создали антифашистскую организацию, проводите встречи, пишите статьи, занимайтесь просветительством, разъясняя преступность фашистской идеологии, но не уподобляйтесь своим идеологическим противникам.

— Замечаете ли вы проявления ксенофобии в молодежной среде, прежде всего студенческой?

— Ярко выраженных проявлений я не наблюдаю. Может быть, только отдельные спонтанные вспышки, неподготовленные, неглубоко осознаваемые, на бытовом уровне. На нашем юридическом факультете таких фактов, которые бы задевали за живое, вызывали беспокойство, я не припомню. Даже убийство корейского студента, произошедшее в прошлом году, — я не думаю, что это ярко выраженный экстремизм в чистом виде. Наверное, была какая-то бытовая подоплека, ссора началась из-за обыденных каких-то факторов. Целенаправленно организованных проявлений ксенофобии, по крайней мере, в нашем университете, я не наблюдал.

— Но следствие доказало, что убийство было совершено на почве национальной вражды...

— Я не видел материалов дела. Наверняка были какие-то националистические выкрики, лозунги. Но мое глубокое убеждение в том, что способность человека к преступлению вообще заложена на генетическом уровне. Изначально такие психические состояния человека, как гнев, злость, зависть и т. п., есть у каждого, но проявляются они при воздействии воспитания, образования, влияния социальной среды. И эта преступная направленность культивируется или не культивируется  в зависимости от условий.

Проявления экстремистского характера зависят от уровня интеллекта человека, жизненного опыта, уровня образования. Склонность к экстремизму также в определенной мере зависит от эмоциональности, темперамента. Третий элемент — это воля, способствующая сдерживанию порывов агрессии. Интеллектуально развитый, эмоционально уравновешенный, образованный человек, обладающий волей, — это не склонный к экстремизму, законопослушный гражданин. Поэтому так важна ранняя профилактика — в семье, школе, потом в студенческой среде.

— Это и есть самые эффективные меры профилактики?

— Да, воспитание и образование, причем в раннем возрасте. Семья, школа, окружающая среда — это то, на чем базируется воспитание подростка. Как правило, в неполных, материально не обеспеченных семьях, тем более в семьях алкоголиков и наркоманов, воспитывается подросток, склонный к насилию, агрессии, в том числе и к экстремизму.

Важную роль играет преподавание в школе гуманитарных дисциплин, истории многонационального народа царской, а затем советской России. Ведь одна из главных черт нашего народа, несмотря на внутренние разногласия, — умение сообща выдерживать сложнейшие катаклизмы.

От того, насколько мы сейчас подготовим нашу молодежь, будет зависеть и будущее России, останется ли она единой и неделимой. Сегодня в России есть достаточно серьезные предпосылки к тому, чтобы ксенофобия препятствовала этому. Но, к счастью, государство ведет большую работу, направленную на сдерживание ее проявлений.

— В чем заключается эта большая работа?

— На федеральном и региональном уровне разработана система мер противодействия экстремизму. Госдума разработала ряд законов, и часть из них уже вступили в силу: это закон о противодействии экстремизму, в УК РФ внесены дополнительные статьи за участие в экстремистской деятельности. Разработаны другие нормативные акты на уровне министерств здравоохранения, образования и т. п. При президенте создана федеральная комиссия по противодействию экстремизму, в регионах — региональные комиссии, разработаны долгосрочные программы. Под патронажем краевого управления по образованию и делам молодежи проводятся семинары со студентами, руководителями вузов по толерантному воспитанию молодежи. Наш факультет проводит научные исследования, готовит учебно-методические материалы. Активно работает и АлтГТУ. Многие вузы края стали предметно подходить к вопросу подготовки молодежных активистов к управлению делами университета, в том числе и к воспитанию толерантности у молодежи. Огромную роль в пропаганде толерантности и законопослушания должны играть СМИ.

— Соответствует ли текущей ситуации состояние правовой базы по противодействию экстремизму?

— Мне кажется, надо ужесточать уголовные наказания за экстремизм. Сейчас есть возможность привлекать за такие правонарушения не только к уголовной, но и к административной ответственности. По несовершеннолетним меры воздействия сейчас достаточно гуманны, они позволяют в случае правонарушения применить меры исключительно административного воздействия.

Я хочу подчеркнуть:  я не сторонник того, чтобы вести контрпропаганду экстремизма в чистом виде: воспитательную работу нужно организовать так, чтобы там было как можно меньше слов о борьбе с экстремизмом. Нужно проводить культурные, спортивные мероприятия, "круглые столы", повышать общий интеллектуальный уровень молодых людей, уровень духовного развития, то есть просто создавать такие условия, в которых рост экстремистских настроений был бы невозможен. И не надо говорить, что "у нас кругом экстремизм". Если два студента разной национальности подрались из-за девушки, не надо искать тут экстремизм и ксенофобию. И афишировать результаты своей работы по профилактике тоже не надо, даже если они очень хорошие...