ноябрь 6, 2011
Еще в 2003 году японские ученые из Института горных и полярных исследований города Токио заинтересовались каменными ледниками Алтая. К тому времени японские исследователи наблюдали за такими объектами во всем Северном полушарии. Ровно восемь лет назад началось большое исследование глетчеров Алтая.
Глетчеры — геоморфологические объекты, внешне похожие на ледники. Если смотреть на них сверху, каменные ледники имеют такую же натечную форму, как и обычные, и ярко выраженный язык — медленно стекающее со склонов образование.
Главное отличие — ледник на 90 процентов состоит изо льда, остальное — каменный материал; в состав глетчера входит 40 и более процентов камней, а пространство между ними занято льдом.
Уже который год ученые географического факультета АлтГУ ведут наблюдение за глетчерами в высокогорных районах Алтая, на Южно-Чуйском хребте в Центральном Алтае и в восточной части Катунского хребта. Отдельные наблюдения организованы на плоскогорье Укок.
— Каменные ледники начали изучать больше 100 лет назад в Северной Америке и Европе. В России существуют единичные исследования глетчеров, которые проводили в 60-х годах прошлого века. В литературе есть упоминания о глетчерах на Алтае, — говорит Олег Останин, кандидат географических наук, доцент географического факультета АлтГУ. — Наша работа заключается в том, чтобы найти глетчеры и провести хотя бы первичную инвентаризацию, выяснить, сколько их на Алтае, определить высоту, длину, площадь, на каких высотах, в каких климатических условиях располагаются.
Некоторые глетчеры образуются от современных ледников. Есть те, которые формируются прямо на склонах гор и не связаны с современными и древними ледниками. Есть глетчеры, сформированные от древних ледников.
— Представьте кусок торта и стекающее с него сгущенное молоко. Так же язык стекает с самых высоких отметок в горах, — рассказывает Олег Останин. — По мере того, как он стекает, доля камней в глетчере возрастает. В результате ледник покрывается камнями. В высокогорьях преобладает высокая доля прямой солнечной радиации: в тени очень холодно, на солнце очень жарко, поэтому оголенный лед быстро тает, а закрытый камнями остается в глетчере. Под силой тяжести язык ползет по долине, набирая небольшую скорость. Например, наши наблюдения с 2003 года показали, что скорость движения льда составляет не более 10–12 сантиметров в год.
Каменные глетчеры представляют большой интерес для науки. Как выяснилось, этот огромный запас льда не был учтен при водной оценке природных ресурсов в регионе. Глетчер отличается от ледника тем, что ледник тает, а каменные глетчеры увеличиваются, тем самым создают естественные резервуары пресной воды.
После того как алтайские ученые проведут инвентаризацию глетчеров, с помощью дополнительных исследований, методик можно будет узнать запасы пресной воды, которые хранят в себе естественные резервуары. Каменные глетчеры не тают, они накапливают либо консервируют лед, несмотря на повышение температур. По словам Олега Останина, если современная тенденция повышения температуры воздуха останется, то некоторые ледники растают. Глетчерам это не грозит, они станут поставщиками водных ресурсов, в том числе для Алтайского края.
За последние 150 лет самые крупные ледники Алтая, длина которых составляет пять–семь километров, отступили на полтора-два километра в своей длине. Например, ледники Сапожникова и Потанина с конца 70-х годов прошлого века отступают на 15–20 метров в год. Ледники тают.